Аппликации на стекле: питерский камень – московское небо
Стеклянный фасад превращает жизнь улицы в неотъемлемую часть жизни постройки – в соответствии с идеологией современной архитектуры как общественного форума. Прозрачная мембрана делает всякого ее обитателя соучастником живых картинок городской повседневности, в то время как внутренность дома становится объектом созерцания извне, занимая сторонних наблюдателей действом «прямого эфира». Таков Центр искусств в Берлине, построенный по проекту Гюнтера Бениша, таковы здания офисных центров, где всякое движение служащих вблизи навесного стеклянного фасада воспринимается как документальная хроника в режиме реального времени. Главный фасад бизнес-центра, строящегося на Можайском шоссе по проекту nps tchoban voss, задуман как монитор телевизора, транслирующего хронику жизни офиса. «Видео-инсталляция» в натуральную величину преобразует монотонную обыденность в эстетически занимательный объект. Два недавно созданных архитектурных комплекса – «Эрмитаж-плаза» в Москве и «Лангензипен» в Петербурге – предлагают новое прочтение стекла.
Стеклянный фасад бизнес-центра «Лангензипен» – первый в российской архитектуре образец применения техники шелкографии. Сплошное остекление представляет собой обманку, в которой прозрачные панели соответствуют оконным проемам, а панели, декорированные цифровой печатью, имитируют каменные простенки с лепниной. Иллюзорное изображение классицистических меандров, пилястр, мощных торсов атлантов создает активную светотеневую моделировку, которая превращает прозрачный материал в его антипод – камень, материал, идеологически полярный стеклу в его хай-тековском понимании. Игра в стили подчеркнута намеренным отступлением от принципов навесного фасада-экрана: он образует мягкую «выпуклость» неоклассицистического эркера, характерного для архитектуры Петроградской стороны. Сергей Чобан экспериментирует с петербургской архитектурной генетикой, пытаясь привить к дереву традиции ветви суперсовременной технологии. Преемственно «аппликативный», по его выражению, лицевой фасад противопоставлен «рабочим» торцевым стенам, продолжающим тему брандмауэра. Светлый известняк перфорирован узкими проемами окон, вертикальный формат которых диктует впечатление почти глухой поверхности. Фотопечать главного фасада напоминает изображения в технике гризайли. В ночное время специфическое преломление лучей создает флуоресцентное сияние полупрозрачных панелей, придающее фасаду эфемерный вид. Это в полном смысле «trompe-l’oeil» – обман зрения, заставляющий совершить усилие, чтобы убедиться в материальности объекта. На снимках, сделанных фотографом Бернхардом Кроллем, отличие реальной постройки от виртуальной иллюзии – ее 3D модели – с трудом уловимо. Проектом предусматривалась реконструкция существовавшего четырехэтажного здания, сооруженного в 1965 г. на территории бывшего завода «Знамя Труда». Оно надстроено и оснащено цокольным этажом, включившим автостоянку. С севера участок примыкает к Дивенской улице, с запада – к скверу на Каменоостровском проспекте, с севера и юга – к корпусам завода. Формируя новый архитектурный облик, авторы руководствовались стилевыми приоритетами застройки Каменоостровского проспекта, в основной массе сформировавшейся на рубеже прошлых веков. К скверу, выходящему на проспект, примыкает главный западный фасад. Он членится на три регистра. Нижний, решенный как часть общественного пространства, перфорирован окнами-витринами. Центральная часть соответствует трем этажам и оформлена сгруппированными по трое узкими продольными окнами, а также асимметрично расположенным эркером. Верхняя зона, образованная двумя жилыми этажами, отступает от основной поверхности фасада. Ритмически и композиционно эта надстроенная часть здания отделена от изначального объема скругленной линией каменного обрамления. Стеклянный переход с панорамными лифтами связывает в единый комплекс новое здание с краснокирпичной постройкой начала ХХ в. Схема членения лицевого фасада повторена в менее рельефном тыльном, который, по словам С.Чобана, станет кулисой двора, где возводится жилой комплекс. Архитектор интерпретирует этот участок застройки как курдонер, ссылаясь на развитую петербургскую традицию парадных дворов и приводя в пример постройки Ф.Лидваля. Здание представляет собой пример превращения вентилируемого фасада в инструмент новой образности. Со стороны двора на верхних этажах протяженного корпуса «А» выполнено навесное наклонное стеклянное ограждение. Его металлический каркас отнесен от основной стены на расстояние от 60-и до 120-и мм. Наклон стеклянных «жалюзи», экранирующих содержимое постройки, превращает ее в отражение неба и бегущих облаков. Аналогичная структурная система, облицованная вертикальными стеклами, расположена на южном фасаде малого корпуса «Б». В остеклении использованы алюминиевые оконные и витражные профили. Зеркало свето-воздушной среды нейтрализует воздействие офисного комплекса на территории исторического памятника – усадьбы Остерманов-Толстых (Музей ДПИ), к которой примыкает трапециевидный участок нового комплекса. Он расположен между Краснопролетарской улицей и усадьбой, на территории ликвидированного завода «Тизприбор». Комплекс представляет собой двухчастную композицию из восьмиэтажного и четырехэтажного объемов, стоящих на двухуровневом, заглубленном в землю стилобате. Своим силуэтом главный корпус «А» заполняет цезуру в застройке по Краснопролетарской улице, в то время как малый служит переходом от него к историческому контексту. «Долька», в форме которой создан этот корпус («Б»), лицевым фасадом обращена к Садово-Каретной улице. Отсюда, с южной стороны участка, расположены основные въезды в подземные уровни стилобата, где находится автостоянка. Выезд организован на Краснопролетарскую улицу. Основные входы решены с уровня покрытия стилобата. Здесь предполагается комплексное озеленение – газоны и кустарники, а также высадка вьющихся растений, для которых устанавливается специальная система из тросов. В уровне первого этажа корпуса «А» расположены вестибюли, остальные этажи предназначены под офисные помещения. Вертикальная связь осуществляется тремя лестнично-лифтовыми блоками. В двухуровневом стилобате размещены автостоянки, технические помещения, кафе, магазин, туристическое агентство, двухсветное офисное пространство, выполненное по схеме open space и имеющее непосредственный выход на Краснопролетарскую улицу. Основная плоскость фасада (4–7 этажи), выходящая на Краснопролетарскую улицу, облицована светло-охристым камнем, остальная часть – до второго этажа включительно – облицована темным кирпичем. Фасады воссозданной исторической застройки, интегрированной в новое здание, отделаны клинкерной плиткой. На них восстановлен весь исторический декор. В определенном ракурсе прозрачный верхний регистр остекленных фасадов кажется почти эфемерным в сравнении с темными плотными участками кирпичной облицовки. Стекло воспринимается зеленоватой субстанцией, несмотря на то, что конструктивные металлические элементы «пальчикового» крепления панелей выявлены на фасаде.
P.S. Несмотря на принадлежность двух комплексов к архитектуре одного поколения и применение схожих технологий, идеологически эти постройки различны. Стекло бизнес-центра «Лангензипен» служит «аппликацией» исторического фронта петербургской застройки и воспроизводит собирательный образ каменной архитектуры рубежа прошлых веков. Здание представляет собой пример концептуальной игры с контекстом на языке новых технологий. Московский комплекс «Эрмитаж-плаза» служит «аппликацией» неба, стремясь избежать стилевых обязательств перед контекстом и нейтрализовать особенности сложного вытянутого участка. С помощью стеклянного «зеркала» архитектору удалось не только избежать воздействия современной постройки на окружение, но и впечатления узости пространства между усадьбой и корпусами комплекса.
Ирина Коккинаки
Перепечатка данного материала приветствуется при следующих условиях: на сайт www.acma.ru будет поставлена
прямая, активная, нескриптовая, незакрытая от индексирования, не
запрещенная для роботов ссылка.
ссылка на данную статью-
Аппликации на стекле: питерский камень – московское небо</a>
|
Коментарии к этой статье(0)