Осаму Тэдзука и появление роботов – 1960-70
Оглавление
Этот период в развитии анимэ является началом зарождения современной анимации, такой, какой мы видим ее сейчас. Итак, уже упомянутое в контексте манга имя Осаму Тэдзука становится ключевым в этот период. Осаму Тэдзука (3.11.1926, Осака - 9.02.1989) – по праву считается "Богом манга" и одной из главнейших фигур в истории японской культуры XX века, создателем эстетики и техники современных манга и анимэ. Детство Тэдзука прошло в городе Такарадзука (провинция Хёго). Его семья принадлежала к японской интеллигенции, и мальчик рано познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и мировой культуры. Помимо европейской, важную роль в его образовании сыграла российская культура - классическая музыка, живопись Серебряного века, Достоевский. Увидев еще в 1945 году полнометражный анимационный фильм о Момотаро режиссера Мицуё Сэо, Тэдзука загорелся идеей стать аниматором. Вообще-то, эта мысль приходила к нему и раньше, и юноша был страстным поклонником творчества Диснея и Макса Фляйшера. Однако в разрушенной войной стране создавать анимацию было довольно сложно, да и непрактично. В тот момент в Японии активно развивалось телевизионное вещание, и ТВ-экраны заполняли американские мультфильмы, среди которых особой популярностью пользовалась продукция студии «Ханна-Барбера». И вот, в 1960 третьим крупным проектом студии «Тоэй Дога» становится фильм «Путешествие на Запад» режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация манга Тэдзука «Большое приключение Гоку» (1952-1959). Осама Тэдзука, давно мечтавшего участвовать в создании анимэ, привлекли к созданию этого фильма. И он, увлеченный успехом американских анимационных ТВ-сериалов и ростом популярности научной фантастики, предложил скрестить два этих жанра и начать выпускать малобюджетную японскую ТВ-анимацию, привлекающую зрителей не техническим совершенством, а оригинальными и увлекательными сюжетными линиями, основанными на мотивах, взятых из научной фантастики. Пока в 1961-62 году студия «Тоэй Дога» продолжала создание полнометражных цветных анимационных фильмов, Тэдзука основал собственную анимационную студию «Муси Продакшнс». «Для разминки» он выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный фильм «История одной улицы». Это было поэтичное, музыкальное и символическое зрелище, рассказывающее историю целого государства через показ сцен из жизни всего лишь одной улицы. Фильм имел яркую антивоенную и антитоталитарную направленность.Новый, 1963 год, Япония встретила с культовым анимэ ТВ-сериалом «Могучий Атом» [Астробой] (1963-1966). Сериал выпускался черно-белым. Это был, однако, не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым первым был «Календарь в картинках студии Отоги» (1962-1964) созданный студией «Отоги». Тем не менее, сейчас историю ТВ-анимэ принято начинать именно с «Могучего Атома». Это был детский фантастический сериал в 193 серии о приключениях смелого и умного мальчика-робота по имени Атом. В отличие от большинства анимационных ТВ-сериалов, выходивших до этого, у «Могучего Атома» был мета-сюжет. Это значило, что, помимо отдельных сюжетов в каждой отдельной серии, в нем был один общий сюжет, проходящий через весь сериал и делающий его единым произведением.На протяжении развития мета-сюжета появлялись и исчезали новые главные герои, у них изменялся характер, они взрослели и старели. Важным персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных героев – «брат» Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а как взрослый молодой человек. У него была девушка, влюбленная в него, но страдающая от излишне гордого и самоуверенного характера этого андроида.Уже одна эта сюжетная линия, сейчас кажущаяся немудреной, ставила этот сериал в повествовательном отношении выше не только всех существовавших на тот момент анимационных сериалов, но и большинства популярных детских комиксов. А ведь были и другие сюжетные линии, также ранее не встречавшиеся в японской анимации, и выводившие ее на принципиально новый уровень повествования.Помимо того, что анимэ-фильм привнес эпические нотки в японскую анимацию, сформировал основы и задал моду на создание анимэ на длительный срок, успех «Астробоя» также доказал телевизионным компаниям, что даже малобюджетная анимация может приносить неплохие деньги. Правда это спровоцировало то, что аниматорам еще очень долгое время приходилось усиленно работать за очень низкую зарплату – ни один спонсор не проявлял решительно никакого внимания к анимэ-сериалам, если не было оговорено, что бюджет будет скудным. В общем, мальчик-робот по имени Атом вызвал настоящую сенсацию в мире анимэ того времени.Успех «Могучего Атома» был столь значителен, что уже к концу 1963 года в Японии было создано еще четыре студии телевизионной анимации, не считая ТВ-подразделения студии «Тоэй Дога». Наиболее значительной из них сразу стала «Tele-Cartoon Japan», начавшая выпуск в 1963 году двух ТВ-сериалов. Первым из них был первый анимационный ТВ-сериал об «управляемых огромных роботах» – «Железный человек номер 28» (1963-1965) по мотивам манга Ёкояма Мицутэру. В этом анимэ ребенок управлял огромным роботом с помощью дистанционного управления, за счет чего в дальнейшем закрепилась идея пилотирования (управления роботом, сидя внутри). Это вносило в сюжет возможность гибели пилота во время управления роботом, что значительно увеличивало драматичность и серьезность повествования. Вторым ТВ-сериалом «Tele-Cartoon Japan» стала «Деревня отшельника» (1963) – первый японский сатирический анимэ ТВ-сериал, высмеивающий разнообразные человеческие пороки.В эти годы начинают зарождаться традиции сёнэн-анимэ – анимации «для мальчиков». Такие анимэ-сериалы отличались тем, что основная его задача - воспитание в юношах таких черт характера, как умение работать в коллективе, готовность и желание "выполнить свой долг", в том числе и такой, который не был возложен на героя по его воле, твердость духа, которая в Японии считается основным фактором успеха на любом поприще. Сёнэн-анимэ учит добиваться поставленной цели и брать на себя ответственность.Главным героем должен быть мальчик, либо изначально обладающий, либо наделенный необычайными свойствами и умениями, а также имеющий четко сформулированную цель, для достижения которой он должен использовать эти умения и свойства. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, заводя друзей и врагов, мальчик учится жизни и постепенно взрослеет. Характерно, что интерес к противоположному полу обычно удовлетворяется самим фактом его присутствия, а не описанием сложных романтических отношений. Даже в тех случаях, когда сёнэн-анимэ вдается в подробности таких отношений, оно обычно соскальзывает на более привычные приключенческие или комедийные рельсы. Часто девочки/девушки присутствуют только на правах «боевого товарища».Уже в 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии полнометражный анимационный фильм по мотивам ТВ-анимэ сериала – «Могучий Атом – Космический герой». С этого момента и до начала 80-х основную часть полнометражной анимационной продукции Японии постепенно стали составлять именно такие фильмы – продолжения популярных ТВ-сериалов. В 1965 году «Муси» начала выпускать свой первый цветной ТВ-сериал «Император Джунглей» (1965-1966), режиссером которого стал молодой аниматор Ринтаро из команды учеников Тэдзука. В основе его также лежала манга Тэдзука, и повествовал он о приключениях львенка Лео, рано потерявшего своего отца – Царя Зверей и путешествующего по миру, чтобы потом вернуться и отомстить убийце отца – своему дяде. В основу сюжета был положен сюжет «Гамлета», а впоследствии на основе идеи этого сериала был создан диснеевский «Король Лев».В общем, начиная с 1965 года происходит просто прорыв анимэ-продукции на японские рынки. Экранизируется множество манга Тэдзука, появляется студия братьев Ёсида - «Tatsunoko Production», выпускающая традиционные сёнэн сериалы.Тогда же выходит полнометражный фантастический анимэ-фильм студии «Тоэй Дога» «Космические путешествия Гулливера» (1965), в котором свою первую значительную работу получил аниматор Хаяо Миядзаки. В 1966 году появляется новый фильм Тэдзука «Картинки с выставки» - изображения различных человеческих типов, положенные на музыку Мусоргского. 1967 год ознаменован началом производство ТВ-сериала студии «Тацуноко» под названием «На старт! Внимание! Марш!» (1967-1968), первого анимэ-сериала на спортивную тему. Он повествовал о приключениях и победах юного авто-гонщика и его друзей и соперников. В этом же 1967 году начинает выходить анимэ ТВ-сериал по мотивам первой сёдзё-манга, «манга для девочек» Тэдзуки – «Рыцарь с ленточкой» (1967-1968).В 1968 году команда молодых сотрудников студии «Тоэй Дога» во главе с режиссером Исао Такахата и аниматором Миядзаки Хаяо выпустила один из первых культовых анимэ-фильмов – «Приключения Хорса –храброго солнечного принца». Выпустив фильм в прокат всего на 10 дней, руководство компании поставило в вину Такахата полученные в результате небольшие кассовые сборы (на самом деле, очень неплохие для 10 дней) и понизило его в должности. Тем не менее, фильм многие посмотрели, и он стал особенно популярен среди студентов. Это был первый анимэ-фильм, завоевавший столь взрослую аудиторию. Также он считается первым фильмом «канона Миядзаки» и первым фильмом, над которым Миядзаки работал вместе с Такахата. В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества телевизионный анимационный сериал – «Садзаэ-сан» по мотивам манга Хасэгава Матико. Его показ не закончен по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи. В том же 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии «Тоэй Дога» – «Кот в сапогах» режиссера Кимио Ябуки (его главный герой стал символом студии) и «Корабль-призрак» режиссера Икэда Хироси. В оба эти фильма Миядзаки внес существенный вклад, и оба они сейчас считаются классикой японского детского кино. В это время Тэдзука, расширяя возможности и границы искусства анимэ, выпустил два полнометражных фильма: «Сказки 1001 ночи» (1969) по мотивам арабских эротических сказок и «Клеопатра» (1971) - смелую эротическую пародию на исторические фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. Этими работами Тэдзука основал традицию анимэ для взрослых.
Сёдзё и жанр махо
Перепечатка данного материала приветствуется при следующих условиях: на сайт www.acma.ru будет поставлена
прямая, активная, нескриптовая, незакрытая от индексирования, не
запрещенная для роботов ссылка.
ссылка на данную статью-
Осаму Тэдзука и появление роботов – 1960-70</a>
|
Коментарии к этой статье(0)