Вперед за Америкой
Оглавление Сохранилась полулегендарная история о том, как в 1942 году в Токио был устроен «закрытый» показ двух трофейных американских фильмов – «Унесенных ветром» и диснеевской «Белоснежки и семи гномов» - первой цветной мультипликационной картины авторства Уолта Диснея. «Белоснежка» особенно поразила зрителей, ведь первый японский цветной фильм был создан только в 1956 году. На показе присутствовали правительственные чиновники и кинематографисты, в том числе молодой Куросава Акира. Согласно легенде, был сделан неофициальный, но неутешительный вывод о решительном превосходстве американского киноискусства над японским, но все же японские аниматоры и создатели манга не желали просто так отдавать лавры. Помимо анимационных фильмов агитационного содержания того периода, необходимо отметить появление одного из важнейших жанров: Ёкояма Рюити в 1943 году в журнале «Манга» опубликовал фантастический реваншистский комикс «Воин науки приходит в Нью-Йорк». В нем впервые в истории манга была предложена концепция «огромного боевого робота», сыгравшая ключевую роль в последующей истории анимэ. В 1943-м японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило Сэо Мицуё собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими двухсерийный 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро», где в аллегорической форме воспроизводилось знаменитое нападение японской авиации на базу американских ВМС в Перл-Харборе. Фильм был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, означавших союзные войска. Однако в апреле 1945-го, когда обе части уже вышли, такие радужные предсказания относительно исхода войны уже не представлялись более возможными. После капитуляции в 1945 году в жизни Японии наступили черные времена оккупации. Экономика находилась в глубоком кризисе. В разгромленной стране не было других развлечений, кроме частично восстановленных кинотеатров. И Штаты начали в огромных количествах ввозить свою продукцию. В числе прочих были и анимационные фильмы братьев Флейшер – «Морячок Попай» и «Путешествия Гулливера», сериалы Пола Терри «Майти Маус», Уильяма Ханны и Джозефа Барберы – «Том и Джерри», «Дятел Вуди» Уолтера Ланца и многие другие. Многие из них уже были цветными. Японские аниматоры были поражены техническим превосходством этих фильмов. Им стало очевидно, что будущее коммерческой анимации не за индивидуальными работами художников, как это было раньше, а за крупными анимационными студиями по образцу американских. Так началась эпоха американизации японской анимэ-индустрии. И первой анимационной студией стала «Ниппон Дога», созданная в 1946 году Масаока Кэндзо и Ямамото Санаэ. Их первым мультфильмом стал фильм Масаоки 1947 года «Котенок Тора-тян». В том же 1947 году Итикава Кон на киностудии «Тохо Эйга» создал первый в истории Японии кукольный мультфильм – «Маленькая послушница». Естественно, впрочем, что эти фильмы имели скорее символическое и экспериментальное, чем коммерческое значение. А фильм 1948 года режиссера Сэо Мицуё и студии «Ниппон Дога» «Королевский хвост» был просто запрещен как «коммунистический». В 1951 году Япония заключила мирный договор в Сан-Франциско, и режим оккупации был окончательно снят. Теперь американская анимация уже не насильно ввозилась в Японию, а закупалась японскими прокатчиками. В течение всей первой половины 1950-х годов по экранам Японии прошли все полнометражные мультфильмы студии Уолта Диснея – «Белоснежка и семь гномов», «Бэмби», «Пиноккио», «Золушка», «Алиса в Стране Чудес», «Дамбо» и «Фантазия». Японским аниматорам стало окончательно понятно, что для того, чтобы иметь возможность конкурировать с Диснеем, надо выпускать полнометражные анимэ-фильмы. В 1953 году киностудия «Тоэй» купила «Ниппон Дога» (которая тогда уже была переименована в «Нитидо Эйга-ся»), и к 1956 году преобразовала ее в свое подразделение – «Тоэй Дога» под руководством Окава Хироси, и первым фильмом стал черно-белый " Каракули котенка" (1957) режиссера Ябусита Ясудзи. <Первые полнометражные фильмы "Тоэй Дога" очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея - производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США. Настоящим достижением студии стал выход в 1958 году первого японского полнометражного и цветного фильма – 78-минутной ленты «Легенда о Белой Змее» режиссера Ябусита Тайдзи. Это была история, навеянная китайской мифологией, о любви парня и девушки, которая в прошлой жизни была белой змеей. Особенностью фильма было то, что при его создании было задействовано всего два озвучивающих актера-сейю, а также он стал первым японским анимационным фильмом, показанным в Штатах. «Легенда» произвела настолько сильное впечатление на Миядзаки Хаяо, который тогда оканчивал школу, что тот на всю жизнь «заболел» анимацией. Параллельно студии «Тоэй Дога» Ёкояма Рюити в 1955 году открыл менее значительную, но тоже известную анимационную студию «Отоги». Первые полнометражные фильмы студии «Тоэй Дога» технически очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США. Тем не менее, с самого начала было ясно, что движется японская анимация по иному пути. Сказывались совершенно иные культурные традиции и графики, и сюжета. В отличие от американской анимации, в анимэ не чувствовалась традиция мюзикла, фильмы были существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее.
Осаму Тэдзука и появление роботов – 1960-70
|
Коментарии к этой статье(0)