Главная страница каталога Acma.Ru - Каталог статей и интернет-ресурсов
|| О ресурсе || Новости || Добавить статью || Поиск || Гостевая книга || Реклама на сайте  

Каталог статей и интернет-ресурсов

Яндекс

Литература (1)

История (1)

Знаменитости (1)

Музыка (1)


Осаму Тэдзука и появление роботов – 1960-70

Оглавление

Этот период в развитии анимэ является началом зарождения совре­менной анимации, такой, какой мы видим ее сейчас.

Итак, уже упомянутое в контексте манга имя Осаму Тэдзука становится ключевым в этот период.

Осаму Тэдзука (3.11.1926, Осака - 9.02.1989) – по праву считается "Богом манга" и од­ной из главнейших фигур в истории японской культуры XX века, создателем эстетики и тех­ники современных манга и анимэ.

Детство Тэдзука прошло в городе Такарадзука (провинция Хёго). Его семья принадле­жала к японской интеллигенции, и мальчик рано познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и мировой культуры. Помимо европейской, важную роль в его образова­нии сыграла российская культура - классическая музыка, живопись Серебряного века, Досто­евский.

Увидев еще в 1945 году полнометражный анимационный фильм о Момотаро режиссера Мицуё Сэо, Тэдзука загорелся идеей стать аниматором. Вообще-то, эта мысль приходила к нему и раньше, и юноша был страстным поклонником творчества Диснея и Макса Фляйше­ра. Однако в разрушенной войной стране создавать анимацию было довольно сложно, да и непрактично.

В тот момент в Японии активно развивалось телевизионное вещание, и ТВ-экраны за­полняли американские мультфильмы, среди которых особой популярностью пользовалась продукция студии «Ханна-Барбера».

И вот, в 1960 третьим крупным проектом студии «Тоэй Дога» становится фильм «Путе­шествие на Запад» режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация манга Тэдзука «Большое приключение Гоку» (1952-1959). Осама Тэдзука, давно мечтавшего участвовать в создании анимэ, привлекли к созданию этого фильма. И он, увлеченный успехом амери­канских анимационных ТВ-сериалов и ростом популярности научной фантастики, предложил скрестить два этих жанра и начать выпускать малобюджетную японскую ТВ-ани­мацию, привлекающую зрителей не техническим совершенством, а оригинальными и увлека­тельными сюжетными линиями, основанными на мотивах, взятых из научной фантастики.

Пока в 1961-62 году студия «Тоэй Дога» продолжала создание полнометражных цвет­ных анимационных фильмов, Тэдзука основал собственную анимационную студию «Муси Продакшнс». «Для разминки» он выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный фильм «История одной улицы». Это было поэтичное, музыкальное и символическое зрели­ще, рассказывающее историю целого государства через показ сцен из жизни всего лишь од­ной улицы. Фильм имел яркую антивоенную и антитоталитарную направленность.

Новый, 1963 год, Япония встретила с культовым анимэ ТВ-сериалом «Могучий Атом» [Астробой] (1963-1966). Сериал выпускался черно-белым. Это был, однако, не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым первым был «Календарь в картинках студии Отоги» (1962-1964) созданный студией «Отоги». Тем не менее, сейчас историю ТВ-анимэ принято начинать именно с «Могучего Атома».

Это был детский фантастический сериал в 193 серии о приключениях смелого и умного мальчика-робота по имени Атом. В отличие от большинства анимационных ТВ-сериалов, выходивших до этого, у «Могучего Атома» был мета-сюжет. Это значило, что, помимо отдельных сюжетов в каждой отдельной серии, в нем был один общий сюжет, проходящий через весь сериал и делающий его единым произведением.На протяжении развития мета-сю­жета появлялись и исчезали новые главные герои, у них изменялся характер, они взрослели и старели. Важным персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных героев – «брат» Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а как взрослый молодой чело­век. У него была девушка, влюбленная в него, но страдающая от излишне гордого и самоуве­ренного характера этого андроида.

Уже одна эта сюжетная линия, сейчас кажущаяся немудреной, ставила этот сериал в по­вествовательном отношении выше не только всех существовавших на тот момент анимаци­онных сериалов, но и большинства популярных детских комиксов. А ведь были и другие сю­жетные линии, также ранее не встречавшиеся в японской анимации, и выводившие ее на принципиально новый уровень повествования.

Помимо того, что анимэ-фильм привнес эпические нотки в японскую анимацию, сфор­мировал основы и задал моду на создание анимэ на длительный срок, успех «Астробоя» так­же доказал телевизионным компаниям, что даже малобюджетная анимация может приносить неплохие деньги. Правда это спровоцировало то, что аниматорам еще очень долгое время приходилось усиленно работать за очень низкую зарплату – ни один спонсор не проявлял ре­шительно никакого внимания к анимэ-сериалам, если не было оговорено, что бюджет будет скудным. В общем, мальчик-робот по имени Атом вызвал настоящую сенсацию в мире анимэ того времени.

Успех «Могучего Атома» был столь значителен, что уже к концу 1963 года в Японии было создано еще четыре студии телевизионной анимации, не считая ТВ-подразделения сту­дии «Тоэй Дога».

Наиболее значительной из них сразу стала «Tele-Cartoon Japan», начавшая выпуск в 1963 году двух ТВ-сериалов. Первым из них был первый анимационный ТВ-сериал об «управляемых огромных роботах» – «Железный человек номер 28» (1963-1965) по мотивам манга Ёкояма Мицутэру.

В этом анимэ ребенок управлял огромным роботом с помощью дистанционного управ­ления, за счет чего в дальнейшем закрепилась идея пилотирования (управления роботом, сидя внутри). Это вносило в сюжет возможность гибели пилота во время управления робо­том, что значительно увеличивало драматичность и серьезность повествования.

Вторым ТВ-сериалом «Tele-Cartoon Japan» стала «Деревня отшельника» (1963) – пер­вый японский сатирический анимэ ТВ-сериал, высмеивающий разнообразные человеческие пороки.

В эти годы начинают зарождаться традиции сёнэн-анимэ – анимации «для мальчиков». Такие анимэ-сериалы отличались тем, что основная его задача - воспитание в юношах таких черт характера, как умение работать в коллективе, готовность и желание "выполнить свой долг", в том числе и такой, который не был возложен на героя по его воле, твердость духа, которая в Японии считается основным фактором успеха на любом поприще. Сёнэн-анимэ учит добиваться поставленной цели и брать на себя ответственность.

Главным героем должен быть мальчик, либо изначально обладающий, либо наделен­ный необычайными свойствами и умениями, а также имеющий четко сформулированную цель, для достижения которой он должен использовать эти умения и свойства. Преодолевая внешние и внутренние препятствия, заводя друзей и врагов, мальчик учится жизни и посте­пенно взрослеет. Характерно, что интерес к противоположному полу обычно удовлетворяет­ся самим фактом его присутствия, а не описанием сложных романтических отношений. Даже в тех случаях, когда сёнэн-анимэ вдается в подробности таких отношений, оно обычно со­скальзывает на более привычные приключенческие или комедийные рельсы. Часто девочки/девушки присутствуют только на правах «боевого товарища».

Уже в 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии полнометражный анима­ционный фильм по мотивам ТВ-анимэ сериала – «Могучий Атом – Космический герой». С этого момента и до начала 80-х основную часть полнометражной анимационной продукции Японии постепенно стали составлять именно такие фильмы – продолжения популярных ТВ-сериалов.
В 1965 году «Муси» начала выпускать свой первый цветной ТВ-сериал «Император Джунглей» (1965-1966), режиссером которого стал молодой аниматор Ринтаро из команды учеников Тэдзука. В основе его также лежала манга Тэдзука, и повествовал он о приключе­ниях львенка Лео, рано потерявшего своего отца – Царя Зверей и путешествующего по миру, чтобы потом вернуться и отомстить убийце отца – своему дяде. В основу сюжета был поло­жен сюжет «Гамлета», а впоследствии на основе идеи этого сериала был создан диснеевский «Король Лев».

В общем, начиная с 1965 года происходит просто прорыв анимэ-продукции на японские рынки. Экранизируется множество манга Тэдзука, появляется студия братьев Ёси­да - «Tatsunoko Production», выпускающая традиционные сёнэн сериалы.

Тогда же выходит полнометражный фантастический анимэ-фильм студии «Тоэй Дога» «Космические путешествия Гулливера» (1965), в котором свою первую значительную работу получил аниматор Хаяо Миядзаки.

В 1966 году появляется новый фильм Тэдзука «Картинки с выставки» - изображения различных человеческих типов, положенные на музыку Мусоргского. 1967 год ознаменован началом производство ТВ-сериала студии «Тацуноко» под названием «На старт! Внимание! Марш!» (1967-1968), первого анимэ-сериала на спортивную тему. Он повествовал о приклю­чениях и победах юного авто-гонщика и его друзей и соперников.

В этом же 1967 году начинает выходить анимэ ТВ-сериал по мотивам первой сёдзё-манга, «манга для девочек» Тэдзуки – «Рыцарь с ленточкой» (1967-1968).

В 1968 году команда молодых сотрудников студии «Тоэй Дога» во главе с режиссером Исао Такахата и аниматором Миядзаки Хаяо выпустила один из первых культовых анимэ-фильмов – «Приключения Хорса –храброго солнечного принца». Выпустив фильм в прокат всего на 10 дней, руководство компании поставило в вину Такахата полученные в результате небольшие кассовые сборы (на самом деле, очень неплохие для 10 дней) и понизило его в должности. Тем не менее, фильм многие посмотрели, и он стал особенно популярен среди студентов. Это был первый анимэ-фильм, завоевавший столь взрослую аудиторию. Также он считается первым фильмом «канона Миядзаки» и первым фильмом, над которым Миядзаки работал вместе с Такахата.

В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества телевизионный ани­мационный сериал – «Садзаэ-сан» по мотивам манга Хасэгава Матико. Его показ не закон­чен по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи. В том же 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии «Тоэй Дога» – «Кот в сапогах» режиссера Кимио Ябуки (его главный герой стал символом студии) и «Корабль-призрак» режиссера Икэда Хироси. В оба эти фильма Миядзаки внес су­щественный вклад, и оба они сейчас считаются классикой японского детского кино.

В это время Тэдзука, расширяя возможности и границы искусства анимэ, выпустил два полнометражных фильма: «Сказки 1001 ночи» (1969) по мотивам арабских эротических ска­зок и «Клеопатра» (1971) - смелую эротическую пародию на исторические фильмы из рим­ской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. Этими работами Тэдзука основал традицию анимэ для взрослых.

Сёдзё и жанр махо





Яндекс цитирования

 
Copyright ® Acma.Ru 2005 г.