Караоке, додзинси, косплей – куда без этого?
Оглавление
Негласно считается, что для того, чтобы стать настоящим отаку, необходимо заниматься какой-либо деятельностью, которая поможет выделиться из толпы подобных. И специально для этого были созданы те самые фестивали – чтобы, как говорится, и себя показать, и на других посмотреть. Никогда ни один фестиваль, а порой и пати не обходится без конкурса или просто показательного выступления караоке. Это – песни из любимых анимэ-фильмов, спетые русскими голосами. Удивительно, но эта затея со временем переросла в настоящую небольшую индустрию: талантливые люди-отаку, несколько лет назад впервые с опаской подававшие заявку на участие в конкурсе караоке, сейчас организуют собственные группы, активно выступают, записывают альбомы и дают собственные концерты для своих фанатов. Но помимо караоке есть один из наиболее частых и интересных для большинства видов фэн-деятельности – косплей. «Костюмированная игра» (Costume Playing) - так переводится этот изобретенный в Японии англоязычный термин «косплей» - это своеобразный "театр" персонажей анимэ, манга, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж. Зарубежные косплееры утверждают: "Ты должен доказать, что ты - и только ты - лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!". Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея - максимальное соответствие своему персонажу, желание "вызвать" его на сцену с экрана телевизора или листка манга, и представить всем, будто бы он существует на самом деле. Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как анимэ-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения. Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде блоков косплея на крупнейших анимэ-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея. В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных анимэ. А одним из главных фестивалей косплея в Японии является Tokyo Game Show – смотр лучших видео-игр. Молодежь в костюмах и увешанные аппаратурой фотографы собираются на Tokyo Game Show каждый год для проведения фотосессии. Никаких сценок и дефиле, привычных русскому косплееру: японцы просто стоят вдоль стен во внутреннем дворике выставочного комплекса Makuhari Messe, и к каждому выстраивается очередь из фотографов. После съемки обе стороны обмениваются визитками с контактами и адресами сайтов, что позволяет косплейру всегда отследить, куда ушли фотографии, а фотографу в любой момент договориться о приватной фотосессии. Условия для фотографов просто идеальные: яркий солнечный свет не сравнится со скудным освещением российских клубов, где проводятся косплей-конкурсы. Отсутствие театрализованного подхода к делу у японских косплейров сильно отличает их от русских: на любом фестивале непременно бывает 1-2 блока косплейных сценок, поставленных участниками по какому-то конкретному анимэ, блок косплей-дефиле по анимэ и блок косплея по джей-року – колоритным группам японской рок-музыки, о котором чуть позже. Все же российский косплей еще находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России. Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого движения, в котором нередко можно заметить и отаку, т.к. временами проводятся ролевые игры по вселенной какого-либо анимэ: игры бывают либо почти индивидуальными, для небольшой компании, или же организуются анимэ-клубом. Но помимо всего этого есть и другие отрасли отаку-творчества: например, додзинси. В современной Японии – сотни тысяч подающих надежды содателей любительской манга. Разумеется, издательства не в состояниизаметить и напечатать всех заслуживающих внимания авторов, потому за пределами коммерческого выпуска бурлит целая культура манга-самиздата, так называемых додзинси (буквально - «фэнских журналов»). Это малотиражные издания, выпущенные на средства самих авторов, задавшихся целью продемонстрировать свое творчество. По оценкам специалистов, сейчас на японском рынке додзинси действует около ста тысяч крохотных групп художников, ежегодно выпускающих несколько сотен тысяч издании, тираж которых варьируется между 20 экземплярами и 5000. Средний тираж додзинси – 200-300 копий. Лейтмотивом додзинси всегда было продолжение и переосмысление оригинальной манга, хотя бывают и абсолютно новые вещи. Авторы додзинси экпериментируют, помещая чужих героев в собственные ситуации, но закон об авторском праве удерживает любое серьезное издательство от перепечатывания их додзинси, даже если автор в одночасье стал знаменитостью. Но все же если в США издатели пресекают любые попытки использовать «коммерческих» персонажей в любительском творчестве, то японские издатели куда спокойнее относятся к подобным «выходкам». И не зря. Натренировавшись на подражании мастерам, наиболее талантливые создатели додзинси создают собственный стиль и приходят в издательства уже матерыми профессионалами. Они уже умеют не только писать и рисовать, но и продавать свои работы на специальных ярмарках, таких как Comiket. В частности, из среды авторов додзинси вышли такие талантливые профессионалы, как арт-группа CLAMP («Чобиты», «X», «Card Captor Sacura»), Кэн Акамацу («Love Hina»), Маки Мураками («Gravitation») и другие. Одним из главных японских фестивалей додзинси является Комикет (Comic Market) – огромный рынок любительских комиксов, где их находят пришедшие по интернет-наводке покупатели. В России также есть особый фестиваль под названием «Ком.Миссия», но он абсолютно не коммерческий и авторы, выставляющие там свои работы, борятся исключительно на энтузиазме, максимум, за чисто символические призы. Вообще можно сказать, что художественное творчество отаку стоит на трех китах: любительских комиксах (додзинси), любительской графике, изображающей как заимствованных, так и оригинальных персонажей (фанарт), и литературных произведениях, продолжающих и развивающих идеи и сюжеты любимой анимэ и манга (фанфик). Создателям фанарта и фанфиков быстрый коммерческий успех не светит, однако это мало кого останавливает. Естественно, что наиболее популярными источниками сюжетов, персонажей и идей для любительского творчества оказываются наиболее популярные произведения, желательно со сложными внутренними вселенными и большим количеством персонажей.
Фэнсаб, парапара, видеоигры, J-POP, J-ROCK и сейю
|
Коментарии к этой статье(0)