Главная страница каталога Acma.Ru - Каталог статей и интернет-ресурсов
|| О ресурсе || Новости || Добавить статью || Поиск || Гостевая книга || Реклама на сайте  

Каталог статей и интернет-ресурсов

Яндекс

Литература (1)

История (1)

Знаменитости (1)

Музыка (1)


Караоке, додзинси, косплей – куда без этого?

Оглавление

Негласно считается, что для того, чтобы стать настоящим отаку, необходимо занимать­ся какой-либо деятельностью, которая поможет выделиться из толпы подобных. И специаль­но для этого были созданы те самые фестивали – чтобы, как говорится, и себя показать, и на других посмотреть.

Никогда ни один фестиваль, а порой и пати не обходится без конкурса или просто по­казательного выступления караоке. Это – песни из любимых анимэ-фильмов, спетые русски­ми голосами. Удивительно, но эта затея со временем переросла в настоящую небольшую ин­дустрию: талантливые люди-отаку, несколько лет назад впервые с опаской подававшие заяв­ку на участие в конкурсе караоке, сейчас организуют собственные группы, активно выступа­ют, записывают альбомы и дают собственные концерты для своих фанатов.

Но помимо караоке есть один из наиболее частых и интересных для большинства ви­дов фэн-деятельности – косплей. «Костюмированная игра» (Costume Playing) - так перево­дится этот изобретенный в Японии англоязычный термин «косплей» - это своеобразный "те­атр" персонажей анимэ, манга, японских видеоигр, а также исторических японских костю­мов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж.

Зарубежные косплееры утверждают: "Ты должен доказать, что ты - и только ты - лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!". Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея - максимальное соответствие своему персонажу, желание "вызвать" его на сцену с экрана телевизора или листка манга, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимо­связи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндо­мом). Так как анимэ-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты пере­нимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде блоков косплея на крупней­ших анимэ-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея.

В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры и обы­денной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных анимэ. А одним из главных фестивалей косплея в Японии является Tokyo Game Show – смотр лучших видео-игр. Молодежь в костюмах и увешанные аппаратурой фотографы собираются на Tokyo Game Show каждый год для проведения фотосессии. Никаких сценок и дефиле, привычных русскому косплееру: японцы просто стоят вдоль стен во внутреннем дворике выставочного комплекса Makuhari Messe, и к каждому выстраивается очередь из фотографов. После съемки обе стороны обмениваются визитками с контактами и адресами сайтов, что позволяет косплейру всегда отследить, куда ушли фотографии, а фотографу в любой момент договориться о приватной фотосессии. Условия для фотографов просто идеальные: яркий солнечный свет не сравнится со скудным освещением российских клубов, где проводятся косплей-конкурсы. Отсутствие театрализованного подхода к делу у японских косплейров сильно отличает их от русских: на любом фестивале непременно бывает 1-2 блока косплейных сценок, поставленных участниками по какому-то конкретному анимэ, блок косплей-дефиле по анимэ и блок косплея по джей-року – колоритным группам японской рок-музыки, о котором чуть позже.

Все же российский косплей еще находится в стадии зарождения, и существует в основ­ном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями под­бирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дорого­визна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России. Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого движения, в котором нередко можно заметить и отаку, т.к. временами проводятся ролевые игры по вселенной какого-либо анимэ: игры бывают либо почти инди­видуальными, для небольшой компании, или же организуются анимэ-клубом.

Но помимо всего этого есть и другие отрасли отаку-творчества: например, додзинси. В современной Японии – сотни тысяч подающих надежды содателей любительской манга. Разумеется, из­дательства не в состояниизаметить и напечатать всех заслуживающих внимания авторов, по­тому за пределами коммерческого выпуска бурлит целая культура манга-самиздата, так назы­ваемых додзинси (буквально - «фэнских журналов»). Это малотиражные издания, выпущен­ные на средства самих авторов, задавшихся целью продемонстрировать свое творчество. По оценкам специалистов, сейчас на японском рынке додзинси действует около ста тысяч кро­хотных групп художников, ежегодно выпускающих несколько сотен тысяч издании, тираж которых варьируется между 20 экземплярами и 5000. Средний тираж додзинси – 200-300 ко­пий.

Лейтмотивом додзинси всегда было продолжение и переосмысление оригинальной манга, хотя бывают и абсолютно новые вещи. Авторы додзинси экпериментируют, помещая чужих героев в собственные ситуации, но закон об авторском праве удерживает любое се­рьезное издательство от перепечатывания их додзинси, даже если автор в одночасье стал знаменитостью. Но все же если в США издатели пресекают любые попытки использовать «коммерческих» персонажей в любительском творчестве, то японские издатели куда спокой­нее относятся к подобным «выходкам». И не зря. Натренировавшись на подражании ма­стерам, наиболее талантливые создатели додзинси создают собственный стиль и приходят в издательства уже матерыми профессионалами. Они уже умеют не только писать и рисовать, но и продавать свои работы на специальных ярмарках, таких как Comiket. В частности, из среды авторов додзинси вышли такие талантливые профессионалы, как арт-группа CLAMP («Чобиты», «X», «Card Captor Sacura»), Кэн Акамацу («Love Hina»), Маки Мураками («Gravitation») и другие.

Одним из главных японских фестивалей додзинси является Комикет (Comic Market) – огромный рынок любительских комиксов, где их находят пришедшие по интернет-наводке покупатели. В России также есть особый фестиваль под названием «Ком.Миссия», но он аб­солютно не коммерческий и авторы, выставляющие там свои работы, борятся исключитель­но на энтузиазме, максимум, за чисто символические призы.

Вообще можно сказать, что художественное творчество отаку стоит на трех китах: лю­бительских комиксах (додзинси), любительской графике, изображающей как заимствован­ных, так и оригинальных персонажей (фанарт), и литературных произведениях, продолжаю­щих и развивающих идеи и сюжеты любимой анимэ и манга (фанфик).

Создателям фанарта и фанфиков быстрый коммерческий успех не светит, однако это мало кого останавливает. Естественно, что наиболее популярными источниками сюжетов, персонажей и идей для любительского творчества оказываются наиболее популярные произ­ведения, желательно со сложными внутренними вселенными и большим количеством персо­нажей.



Фэнсаб, парапара, видеоигры, J-POP, J-ROCK и сейю




Яндекс цитирования

 
Copyright ® Acma.Ru 2005 г.