Анимэ в России
Оглавление
Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые отаку появились еще в СССР, поскольку анимэ неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. Уже в 1980-х в кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское анимэ. В первую очередь это "Корабль-призрак" - наиболее нетипичный и "взрослый" фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся "Кораблем", однако их еще слишком мало, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность. Тем не менее, именно этим периодом датируются первые анимэшные фанарт и фанфикшн. После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые анимэ-OAV (в том числе и в жанре эротики - хэнтай). Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий анимэ-сериалов, таких как «Роботек», «Макрон-1», «Ведьма Салли». Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность анимэ-решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги. Если предыдущие анимэ еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990-х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект - ТВ-сериал "Луна в матроске", на самом деле именующийся «Красавица-воин Сейлор Мун». В отличие от многих западных релизов сериала, "Сейлор Мун" в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику. Вот и даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не "какую-то анимацию", а именно японский сериал. Тогда же отаку эры "Роботека" начинают организовываться в клубы, первым из которых становится R.An.Ma.. Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения, то отаку получают возможность быстро и легко находить друг друга. В 1997-2000 годах почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео-рынка "Горбушка" начинают продавать анимэ как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов - в том числе и с японского. К этому же периоду относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные анимэ, манга и жанру хэнтай. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление о японской массовой культуре. Позже неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями: CD и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение анимэ. Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое анимэ, иногда буквально через несколько часов после премьеры. Стремительно увеличивается число пиратов, торгующих анимэ. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес входят и некоторые организации отаку. По телеэкранам страны проходит сериал «Покемон», хоть и не породивший особых волнений в средах отаку, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает "покемонов", попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об анимэ. В 2000 году воронежский филиал R.An.Ma. проходит первый Всероссийский фестиваль японской анимации. Он пользуется огромным успехом среди местного населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным. В июле 2001 года возникает поп-рок-группа «Suki da!», в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме-темы), так и кавер-версии анимэ-хитов. В том же году начинает выходить онлайн-журнал «Anime Magazine» - первая попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое), полностью посвященное анимэ и манга. Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более-менее организованное и успешное косплей-шоу. В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы анимэ, на которых так и написано: "анимэ". Компания «MC Entertainment» подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают также концерн «Видеосервис» и компания «CP Digital». Релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе. В мае 2003 года появляется «Anime Magazine», ныне прекративший выходить в печать, - печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный анимэ и манга. В том же году выходит первый номер аналогичного журнала «Anime Guide», который регулярно выпускается и по сей день. С 2005 года анимэ-фильмы стали часто показываться не только в таймслотах каналов MTV и Муз-ТВ, но и на большом экране кинотеатров. Фестивалей, конкурсов и вечеринок становится все больше и больше, растет в геометрической прогрессии и количество отаку, - теперь и в России стремительно развивается цивилизованная, лицензионная анимэ-индустрия.
Особенности отаку-культуры в России
|
Коментарии к этой статье(0)