Особенности отаку-культуры в России
Оглавление
Исследование было проведено на почве анкетирования в русской части всемирной сети Интернет. Объектом исследования стали поклонники анимэ в возрасте от 15 лет до 36, было рассмотрено всего 70 анкет. Исследование проводилось по методу качественного анализа анкет, аналитической индукции. Исходные предположения: 1. Степень заинтересованности в анимэ-культуре зависит от возраста. 2. Чем сильнее поклонник анимэ погружен в свою субкультуру, тем менее он коммуникабелен и реже общается с людьми, не связанными с анимэ-культурой. Гипотетические объяснения этого феномена: 1. Любая субкультура требует затрачивания свободного времени, поэтому основной контингент отаку – от 18-21, примерно равные показатели имеют поклонники анимэ других возрастов. Также это объяснимо тем, что японская анимация расчитана отнюдь не только на детскую аудиторию, нежели анимационные и мультипликационные фильмы других стран. 2. Анимэ – необычно и существенно отличается от анимации других стран, оно многограннее и имеет более широкую аудиторию; также японская анимация имеет множество подтекстов и особенностей, связанных с культурой Японии, которые не так сильно выражены в другой анимации – совокупность этих и иных признаков заставляет поклонников глубже погружаться в эту субкультуру и находить себе собеседников того же уровня заинтересованности. Для проверки, соответствует ли гипотеза фактам, рассмотрим: 1. Диаграмму возраста анкетируемых (рис.1):
Также по подсчитанным результатам можно отметить, что подавляющее большинство, а именно 47 из 70 анкетируемых, отвечая на вопросы, отметили, что в круг их интересов не входят те, которые бы подразумевали тесное общение с людьми, не являющимися отаку. И помимо того, было отмечено, что 62 опрошенным (в том числе тем 47, которых можно было бы условно назвать «некоммуникабельными», увлечение анимэ в первую очередь принесло новые знакомства, т. е. общение с отаку. Насколько это видно из вышеприведенных данных, гипотеза соответствует фактам и установленные взаимосвязи можно назвать универсальными, естественно, с некоторым элементом возможной погрешности. А теперь хотелось бы привести полученные сведения. Замечено, что в связи с тем, что основным контингентом отаку являются анкетируемые от 18-21, то именно эта возрастная группа чаще других посещает анимэ-мероприятия, такие как анимэ-фестивали, вечеринки и конвенты, а заинтерисованность других возрастных групп в этом примерно равна. Также замечено, что у возрастных групп 18-21 и 22-25 интерес к Японии и японской культуре прочно связан с анимэ, когда как у более старшего возраста изначальный интерес к Японии привел к заинтересованности в анимэ. Но помимо этого удивительно, что несмотря на свою сильную заинтересованность в культуре, отаку от 15-22 ничего не знают об истории появления и зарождения аниме и манга. Но это можно списать на нераспространенность этой темы в России, ведь контингент от 26 и старше в большинстве своем неплохо в этом уведомлен. Интересно отметить, что хоть и испытуемые от 18-21 указали, что занимаются такой отаку-деятельностью, как косплей, караоке и видео-игры, видно, что возрастная группа 14-17 предпочитает заниматься написание фанфикшна и созданием фанарта. А вот старшее поколение предпочитает более весомый отаку-труд - фэнсабберство, перевод и эдитинг манги и создание мини-клипов. Оригинальный саундтрек пользуется успехом у всех возрастных групп, а вот парапара танцуют лишь единицы, видимо, хорошо освоенное всем миром японское развлечение не имеет такого успеха в России. Не безынтересно отметить, что чтением манга более всех увлекается группа от 26 и старше. В целом, видно, что любовь к манге напрямую зависит от возраста и идет по нарастающей (см. рис. 2) Помимо этого, исследование показало, что большинство отаку увлекается не только японской, но и другой анимацией. Наибольшей популярностью пользуется советская мультипликация и ранние мультфильмы студии Walt Disney. Практически все жанры анимэ пользуются у отаку одинаковой популярностью, исключение составляет только хэнтай, который, что и логично, пользуется большим успехом у более взрослого поколения. Также, исследование показало интересные результаты: группа 14-17 наиболее ревностно относится к анимэ-культуре и против ее насильного внедрения в Россию (при активной помощи MC Entertainment), группе 18-22 в большинстве своем все равно, а вот испытуемые от 22 и старше ратуют за продвижение анимэ в России. Но, что самое удивительное, лишь околь 50% анкетируемых считают себя настоящими отаку. Остальные - лишь любителями. Эта особенность наиболее явно видна в группе от 26 и старше – видимо, оттенок детскости в любой мультипликации не дает им покоя. Конкретнее все эти результаты можно посмотреть в приложениях. (рис. 2).
|
Коментарии к этой статье(0)