Электронные книги или бумажные учебники. Что нас ждет в будущем?
В этой статье пойдет речь о преимуществах и недостатках электронных книг перед бумажными учебниками. В настоящее время интерес к книгам в электронном виде стали испытывать не только любители чтения, но и чиновники сферы образования. То факт, что с электронными устройствами связываются надежды на повышение эффективности школьного образования – вполне обоснован. Если раньше школьники должны были периодически заглядывать в магазин учебников и всегда иметь под рукой фактически целую школьную библиотеку, то, имея в кармане электронную книгу, он сможет всегда воспользоваться ею в случае необходимости, достаточно купить учебники в электронной форме, зайдя в книжный интернет-магазин. Небольшое электронное устройство заменит ученикам книги по психологии, пособия по логопедии и другие учебно-методические пособия, даст возможность школьнику хранить все пособия для подготовки к ЕГЭ в одном месте, позволит отказаться от сумок с увесистыми томами книг. Несомненно, электронная книга будет полезна и школьным учителям, и воспитателям детских садов, и детским психологам и логопедам. Школьные педагоги с легкостью составят поурочные планы, смогут уделять меньше времени на подготовку наглядных материалов к урокам, сделают свою работу максимально эффективной и гораздо менее трудоемкой. Не надо будет вручную писать тематическое планирование. Огромное количество развивающей литературы для детей и методических пособий для воспитателей детских садов будет доступно в электронном виде. Однако, все эти плюсы электронных книг сейчас видны лишь в теории, а на практике получается, что привычный для многих из нас магазин учебников не останется без своих покупателей, по крайней мере, в течение ближайших нескольких лет. Именно к такому выводу пришли исследователи. В прошлом году одно авторитетное учебное заведение подписало контракт с известным интернет-магазином Amazon, который предусматривал тестирование электронной книги Kindle DX в процессе обучения американских студентов. Все учебные пособия и учебники были предоставлены студентам в электронном виде, книги раздали 62 учащимся и 10 преподавателям. Результаты эксперимента, мягко говоря, - обескураживающие. Учителя и преподаватели признали, что с помощью мобильной техники им гораздо легче составлять тематическое планирование, студенты университета отметили, что электронная книга плохо справляется со своей ролью современного учебника. Главная же претензия испытуемых студентов свелась к тому, что пользоваться привычными для нас бумажными учебниками все равно намного удобнее, нежели электронной книгой. Фактически получилось так, что к началу второго семестра большинство студентов отказались от использования электронных книг и вернули на место свои бумажные книги по логопедии, пособия по психологии, экономике, праву и другим предметам. Интересно, что в качестве персонального средства для чтения художественной литературы электронные книги устроили 95% опрошенных респондентов. Руководители проекта считают, что основной причиной неудачи проведенного эксперимента стало тот факт, что электронные книги не имеют достаточной гибкости для создания необходимого уровня вовлеченности учеников в процесс обучения. Отчасти это действительно так. Бумажные учебники и пособия для подготовке к ЕГЭ предоставляют возможность читателям быстро перемещаться между страницами, разделами, таблицами и документами, используя оглавление учебных пособий, при этом отображая информацию более эффективно и наглядно. Электронный же учебник, несмотря на совершенный интерфейс, компактные размеры и привлекательный внешний вид, по-прежнему не очень удобен для быстрой навигации и поиска необходимого материала. В результате, листая страницы электронной книги, студенты и преподаватели вынуждены тратить свое время на элементарные действия и поиск нужной информации. Разумеется, вскоре пользователям таких устройств это надоедает, и они вновь посещают книжный магазин для того, чтобы купить обычные учебники и учебно-методические пособия для школ и детских садов. Неудачный опыт одного из крупнейших ВУЗов Америки ничему не научил наших госчиновников министерства образования. В этом году в некоторых «передовых» школах Москвы стартовал исследовательский проект по замене привычных школьных учебников на ридеры «Дигитека», выпущенных одной совместной российско-украинской компанией. Российский эксперимент будет гораздо более масштабным проводимого в США исследования. Предполагается, что обучение школьников с помощью электронных книг затронет более 500 человек. Организаторы эксперимента надеются доказать отличные перспективы перехода школ с бумажных книг на электронные учебники. Что ж, пожелаем им удачи, но на всякий случай запомните адрес, по которому располагается ближайший интернет-магазин учебников, ведь, к сожалению, далеко не каждый эксперимент заканчивается так, как хотелось бы его организаторам.
|
Коментарии к этой статье(0)