Музыкальный слух
Музыкальный слух - комплексное понятие, характеризующее способность человека к восприятию, исполнению и созданию музыкальных произведений. Неразвитость музыкального слуха (его полное отсутствие вряд ли возможно встретить, разве что в каких-то патологических случаях) имеет своим следствием отсутствие интереса к музыке всякой, кроме простеших мелодий в несложной аранжировке, по причине неспособности воспринимать более сложные произведения с их развитой гармонической и ритмической структурой. Неспособность понять музыкальное произведение приводит к отсутствию эмоционального отклика на него и, соответственно, отсутствию интереса. В результате жизнь человека обедняется, потому что ему фактически недоступен целый пласт достижений мировой цивилизации. Что уж говорить о недоступности музыки как прекрасного средства эмоционального самовыражения. К счастью, музыкальный слух, как проводник к сокровищам мировой музыкальной культуры, можно развивать. Этим занимаются музыкальные образовательные учреждения. И самое важное - это можно и нужно делать самому. Даже обычное прослушивание сложных музыкальных произведений помогает развивать музыкальные способности. Однако прослушивание должно было внимательным, вдумчивым. Все маленькие дети обладают прекрасными музыкальными способностями, и нужно с малых лет поддерживать и развивать их. Слушать с ними хорошую музыку, петь, ходить на какие-либо занятия, связанные с музыкой. Музыкальный слух имеет много составляющих. Наиболее важные - абсолютный слух, относительный слух, гармонический слух, внутрений слух. Абсолютный слух - способность определить высоту звука (и, соответственно определить воспроизводимую ноту) без сравнения с каким-либо эталонным источником. Многие считают, что это врожденный дар, которым обладают немногие, и который не поддается развитию. Однако в последнее время такая точка зрения теряет свою популярность вследствие появления эффективных методик развития слуха, в том числе и абсолютного. Относительный слух - способность определять высоту звука по отношению к эталону, или же определять звуковысотные соотношения при последовательном воспроизведении нескольких нот. Возможность развития этого вида слуха при музыкальных занятиях не подвергается сомнению. Гармонический слух - способность воспринимать, анализировать и воспроизводить музыкальные созвучия. Развивается при занятиях музыкой. Внутренний слух - способность мысленно воспринимать, запоминать и воспроизводить звукосочетания и целые музыкальные произведения. При этом может отсутствовать способность голосом повторить то, что человек правильно воспринял и запомнил с помощью своего внутреннего слуха. То есть, все ноты услышаны правильно, мелодия может быть подобрана, например, на фортепиано, но исполнить ее голосом не получается. Попытка спеть какую-либо ноту приводит к фальшивому звучанию. При этом человек сам слышит, что сфальшивил, и даже после нескольких попыток может, наконец, спеть ее почти правильно, но в дальнейшем ошибется снова. Развивается занятиями вокалом и сольфеджио.
|
Коментарии к этой статье(0)