Керамика - исторический обзор
Керамика. Вряд ли найдется другой материал с таким многосторонним значением, как глина и ее фабрикаты, играющие весьма видную роль повсюду – в домашнем быту, строительном деле индустрии, искусствах, археологии. Главнейшие каменные породы и металлы, являясь не менее важными материальными факторами в истории человеческой культуры, далеко уступают глине в обилии путей и приемов обработки и разнообразии продукта. Керамика. Вряд ли найдется другой материал с таким многосторонним значением, как глина и ее фабрикаты, играющие весьма видную роль повсюду – в домашнем быту, строительном деле индустрии, искусствах, археологии. Главнейшие каменные породы и металлы, являясь не менее важными материальными факторами в истории человеческой культуры, далеко уступают глине в обилии путей и приемов обработки и разнообразии продукта. В керамике сходятся сферы грубой машинно-фабричной техники и самого утонченного искусства; химико-механические процессы, создающие материальную основу изделия, тесно сплетаются здесь с разносторонним проявлением индивидуально- художественного элемента в ее отделке и украшениях.
Начало гончарного дела относится к доисторической эпохе. Черепки глиняной посуды попадаются в пещерах и торфяниках Европы вместе с костями вымерших пород животных и остатками грубых каменных орудий. Таким образом, формовка глины вместе с обработкой камня явились первым зачатком технического мастерства на заре человеческой культуры. Вначале обработка глины, разумеется, имела в виду утилитарные цели и состояла в выделке грубой посуды для хранения воды, варки пищи и т. п. Но затем глина становится также материалом для упражнения нарождающихся эстетических потребностей первобытного человека. С одной стороны, обработка глины, несомненно была школой для развития в дикаре чувства формы, породившего скульптуру, которая и началась с глины; с другой, сами глиняные изделия стали служить в качестве грунта для гравировки, а затем и рисовки, получая при этом кроме утилитарного еще и декоративное назначение; выделка таких предметов имела довольно обширное развитие даже в отдаленной древности. Улучшаясь с ходом человеческой культуры, гончарное мастерство совершенствуется настолько, что может, вместе со стеклоделием, считаться одним из самых блистательных технических завоеваний человеческого гения, преобразующего в этом случае грязные земли и породы в массы, которые превосходят красотою натуральные дорогие камни, - или в роскошные произведения искусства, сверкающие очаровательными красками и ценимые иногда гораздо дороже изделий из благородных металлов.
Несмотря на хрупкость глиняных изделий до нас дошло много памятников древней керамики, благодаря особенностям погребальных обычаев у древних народов. Глиняная посуда часто служила у них для сохранения праха умерших, запасов пищи и питья, считавшихся нужными для загробной жизни; или помещалась в гробницы в качестве любимых вещей умершего.
Европейская керамика пещерного периода, очень слабого кострового обжига, состоит из грубой массы, иногда содержащей камешки; снаружи закопченная, в изломе нередко серовата. Первоначальные формы, весьма простые, в течение каменного века уже разнообразятся. Появляются попытки к украшению: штрихи, ямочки, простейшие геометрические орнаменты и даже контуры животных, - все это выдавлено или начерчено острым орудием; встречаются ушки, ручки. Сосуды бронзового века нередко украшены спиральными или волнистыми линиями, идущими вокруг корпуса или расположенными концентрически.
Изделия начинают становиться более осмысленными и разнообразными в формах и декорировании. Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечев-кой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.
Живопись на стенах гробниц в Фивах и Мемфисе, относящаяся к эпохе за 3000 лет до нашей эры, изображает различные приемы при обработке и формовке глины, в сущности те же, что и нынешние. Древнейшие египетские сосуды сделаны из грубой массы, тя-желых форм, но уже далеко превосходят качеством находки из примитивных гробниц западной Европы. Позднее масса становится тонкой, однородной, формы разнообразятся, но мало характерны, напоминая в зародыше античные греческие формы, представляющие как бы изящную и законченную разработку этих грубых моделей. Орнаменты гравированы или рельефны. Кроме посуды и ваз египтяне изготавливали из глины статуэтки, час-то с головами животных, ожерелья, изображения скарабеев, детские игрушки, печати, даже саркофаги и т. д.
Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но всетаки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обоженые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа.
Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй - лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства - в Кенне и Белласе.
Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате пло-хого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскален-ными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.
Египетские изделия можно разделить на несколько видов:
- матовые, серой или черной массы,
- очень твердые, иногда покрытые белым ангобом, гладкие или слегка зафлюсованные снаружи,
- изделия с символическими орнаментами, нанесенными с помощью цветных масс огневым или холодным способом, - это более поздние,
- изделия из твердой, очень кремнеземистой беловатой массы (более 90% кремнезема), покрытые блестящей зеленой или голубой легкоплавкой глазурью, иногда толстым слоем. Эта глазурь или эмаль, очень мягкая, состоит из щелочного силиката с небольшим содержанием окиси меди, а в зеленой, кроме того, констатировано содержание свинца. Весьма вероятно, для глазуровки служило распространенное у египтян медное стекло. Изделия эти неправильно называют «египетским фарфором». Их масса является, смотря, по силе обжига, то пористой, то сплошной, вроде каменной. Наконец встречаются вещи, покрытые белой глазурью, в которой с большим искусством и отчетливостью инкрустированы миниатюрные орнаменты из эмали черного, синего, фиолетового, зеленого, желтого и даже красного цветов.
Из «египетского фарфора» готовились чаще всего статуэтки религиозного и погребального значения.
Из Древнего Египта ведет начало украшения стен зданий эмалированными плитками (изразцами). В развалинах храма РамзесаIII (Felel-Jchoudi близ Мемфиса) стены одного здания, выстроенного из сырого кирпича, были облицованы изразцами, расписанными цветными эмалями и сложенными в большие рельефные изображения человеческих фигур. В самом Мемфисе находили остатки эмалированных плит. Для разных периодов мож-но выделить ведущие и в то же время наиболее изящные формы сосудов, особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской - керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.
Горшочек для краски для век. Время правления Аменхотепа III. Египетская глазированная керамика. Высота 8,4 см. |
| Халдейские формы ваз, как и египетские, напоминают греческие; украшения - гравированные орнаменты, грубые фигуры, цветные глазури. Так как в Халдее состоятельные люди использовали посуду и вазы из драгоценных металлов, обработка глиняной посуды не могла достигнуть высокого качества. Замечательный эмалированный фаянс халдейцев имел другого рода применение. Как известно, халдейцы любили настенную живопись и выработали ее весьма прочный род. Они покрывали ограды своих дворцов колоссальными картинами – мозаиками, выложенными из цветных эмалированных кирпичей. В Библии и греческих источниках встречается немало указаний на настенные украшения халдейцев. Так, Диодор Сицилийский приводит описание одного дворца в Вавилоне. Дворец, сооружение которого приписывали Семирамиде, опоясывался тройным рядом стен, крытых кирпичом, на котором цветными эмалями и красками были изображены сражения и охоты с фигурами колоссальных размеров, хорошо видных издали, причем живопись подражала натуральным краскам. К сожалению, строительный материал халдейцев – сушеный кирпич, не был настолько прочен, чтобы выдержать в течение многих столетий разрушительное влияние атмосферных явлений. От их памятников остались груды мусора и обломков. Немногие уцелевшие эмалированные кирпичи хранятся в Лувре и Британском музее. Плас, по найденным обломкам, посчитал возможным воспроизвести несколько древних настенных изображений. Халдейские эмали были белого, красного, черного, синего и зеленого цветов; по составу близки к нынешним, содержали свинец, а белая эмаль, кроме того, олово. На обломках эмаль не только крепко держится, но зачастую даже не потеряла своего блеска. Изображения большей частью моделировались рельефно на синем фоне, контуры выскабливались в глине и складки драпировок тоже значились черными чертами. В орнаментах главную роль играли розетки. В ассирийских раскопках найдены были также остатки полуколонн фасадов, украшенные мозаикой из цветных глиняных конусов, обращенных основанием наружу; мозаика изображала простые геометрические фигуры, спиральные линии, шашечную клетку, и т.п. Характерно было у халдейцев применение глины для письма. Из нее готовились полые кирпичи, призмы и цилиндры, игравшие роль бумаги для написания летописей, договоров, актов продажи и т. п. при помощи клинописи. Выделка эмалированного фаянса с употреблением его для настенных украшени перешла от халдейцев к персам и держалась в их странах до новейшего времени. При раскопках Дьелафуа на развалинах дворца Дария были найдены остатки эмалированных кирпичей, из которых можно было воспроизвести фриз с колоссальными рельефными фигурами стрелков царской гвардии в костюмах отряда бессмертных, как его описывает Геродот. Прекрасно моделированные фигуры расписаны черной, желтой, белой, зеленой и голубой эмалями. Масса состоит из кварцевого песка с небольшим количеством глины и щелочного фритта. Воспроизведены также и монументальные украшения фризов, хранимые в Лувре. Лейярд нашел в Хорсабаде обломки эмалированных изделий с украшениями металлическими рефлексами. Памятники старых цивилизаций Америки свидетельствуют, что и там керамика стояла довольно высоко уже в отдаленной древности. Открытые в раскопках черепки из красной или желтой массы иногда покрыты глазурью; формы разнообразны и древнейшие даже изящнее более новых. Разные орнаменты, нередко очень схожие с греческими меандрами, выгравированы или написаны землистыми красками. В развалинах близ San Juan Thale неизвестной эпохи найдены глазурованные черепки, масса которых имеет все свойства каменной. Древнейший известный памятник американской керамики, - лампа с ушками, найденная в развалинах Митла (1500 – 2000 лет до н. э.), красной массы, покрыта глазурью и замечательна по изяществу формы, совсем античного характера. Замечательна также посуда времен инков, искусно моделированная в форме голов. Керамика майя служила для бытовых, церемониальных и декоративных целей. Мастера использовали специальные формы-матрицы или придавали изделиям форму при помощи полосок и шаров из глины, выставляя потом на солнце для сушки. Известно большое ко-личество разнообразных форм, таких как: фигурки, урны, кадила, сосуды и т.п., а также различные стили, сгруппированные исследователями по периодам: Доклассический, который характеризуется рудиментарными предметами из красной и серой глины; Ранний Классический, когда формы стали разнообразнее и в декоре фигур стал использоваться цвет. Керамика характеризуется многоцветными геометрическими рисунками, на желтом или терракотовом фоне. Расцвет приходится на Поздний Классический период. Фигуры изображаются на белом, желтом и красном фоне, носят реалистический характер. Наконец, в Постклассический период, Юкатан стал центром гончарного промысла, и были раз-работаны новые техники, но они так и не смогли превзойти блеска предыдущего периода.
Расписная ваза, найденная на Городище Актар-де – Сакрифисьос (Гватемала), украшенная иероглифами и изображениями шамана, облаченного в шкуру ягуара и исполняющего ритуальный танец со змеей. |
|
|
Коментарии к этой статье(0)