Главная страница каталога Acma.Ru - Каталог статей и интернет-ресурсов
|| О ресурсе || Новости || Добавить статью || Поиск || Гостевая книга || Реклама на сайте  

Каталог статей и интернет-ресурсов

Яндекс

Торжества (4)

Игрушки (1)


Методы воспитания

Каждый родитель задумывается о воспитании ребёнка, задавая себе важный вопрос: насколько правильно моё воспитание, так ли надо воспитывать, помогут ли моему ребёнку эти методы воспитания вырасти смелым и целеустремлённым? При этом родители часто бессознательно привносят в процесс воспитания свои переживания, комплексы и нереализованные мечты. В своей практике я столкнулась с такими моментами и выделила некоторые модели воспитания, которые могут привести к отклонениям в психике ребенка.

Подробнее об этих моделях воспитания.

«Ребенок должен …. Как тебе не стыдно….»

«Правильные родители» - «правильный ребенок». Ребенок, воспитывающийся по такому принципу, вызывает одобрение у воспитателей, соседей и всех окружающих его взрослых. Он послушный, не шалит, не пачкает одежду, занимается во многих кружках и секциях. Такой ребенок больше похож на взрослого, чем на своих сверстников. Малышу был придуман «план развития» еще до его рождения, в котором родители определили основные направления и идеи: ясли в обязательном порядке, английский язык, секция плавания или гимнастики. Неукоснительно соблюдается режим и дисциплина, активно прививаются нормы и правила поведения. Родители моментально отзываются на малейшие провинности, но не замечают успехов ребенка.

Минусы

Ребенок лишен выбора, его склонности и желания не принимаются в расчет. Ему запрещено проявлять отрицательные эмоции: гнев, злость, обиду, страх, что в свою очередь может привести к психосоматическим заболеваниям или к аутоагрессии (когда ребенок начинает разрушать себя). Самое печальное, что при данном типе воспитания любовь становится разменной монетой: хорошо ведешь – любим, плохо – не любим. В будущем дети, воспитанные по принципу «должен» могут испытывать трудности в построении взаимоотношений, а если ребенок ранимый, у него может выработаться комплекс вины.

Что делать?

  • Не бойтесь проявлять свою любовь. Говорите чаще о своей любви, обнимайте, целуйте вашего ребенка. Поверьте, любви много не бывает.
  • Постарайтесь продумывать список общих дел вместе с малышом. Спрашивайте его, куда он хочет вместе с вами пойти, предлагайте ему выбор или хотя бы иллюзию выбора: «ты пойдешь спать сейчас или через пятнадцать минут?»
  • Позволяйте себе побыть ребенком. Расслабьтесь, подурачьтесь, поиграйте с ребенком в подвижные игры, дайте волю своим эмоциям.
  • Посмотрите на свои отношения с ребенком со стороны. Может быть, он уже вырос и в состоянии многое делать самостоятельно?
  • Четко сформулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много. Не увлекайтесь словом «нельзя!»

«Мой ребенок – моя жизнь!»

Центр семьи в данном случае – ребенок, все делается для него, все живут для него. Ребенок воспринимается родителями как смысл жизни, как сверхценность. В такой семье для ребенка нет понятия «режим», «дисциплина», «нельзя». Иногда родители пытаются привести своего маленького деспота в рамки дозволенного, но или время упущено, или чувство вины сразу же начинает брать верх над требованиями дисциплины. Часто это происходит в тех семьях, в которых появление сына (дочери) придает смысл жизни матери, у которой занижена самооценка и куча своих личных комплексов. Или бабушка с появлением внука (внучки) начинает снова чувствовать свою значимость.

Минусы

Не все, кто окружает ребенка, будут поддерживать его имижд «ребенок – чудо», «центр мироздания», что неизбежно приведет к чувству разочарования и обиды на весь мир. В будущем любой стресс или неприятность, с которой другие справятся значительно быстрее, может привести к нервному срыву или депрессии. Неприспособленность к жизни и к людям, неумение заботиться ни о себе, ни об окружающих – вот яркие черты характера выросших «детей – кумиров».

Что делать?

  • Главное – не зацикливайтесь на ребенке! Займитесь собой! Интересное дело, хобби, принесут пользу и маме и ребенку. Мама чувствует себя более уверенной, спокойной, у нее повышается самооценка, и ребенок, чувствуя спокойствие и уверенность мамы, сам становится спокойным и уверенным.
  • Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно сделать и в игре, и в повседневной жизни. Поощряйте желание ребенка заботиться о Вас, о животном, о близких людях.

«С мои ребенком все в порядке?..»

Страх, постоянный, неотступный преследует таких родителей. Причем страх появляется с рождением ребенка, а иногда и раньше. Страх потери, страх взросления. Тревожные мысли связаны со здоровьем ребенка, с его развитием, общением со сверстниками, даже когда никакой причины или угрозы не наблюдается. Родители часто воспринимают окружающий мир как враждебный, полный опасностей и сложностей, стремятся подготовить свое чадо ко всем перипетиям взрослого мира. Часто это связано с тревожностью самой мамы, особенно если ее саму воспитывали по такому же принципу. Другая причина – потеря ребенка, смерть близкого человека. Столкнувшись один раз с трагедией, человек стремиться, всеми силами, избежать чего-то подобного, причем он может понимать неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

Минусы

Тревожность родителей рано или поздно даст свои результаты. Ребенок начнет думать, раз мама боится, значит, на самом деле может произойти что-то ужасное. Так появляются детские страхи, уже свои, не мамины, только протекать они могут намного болезненнее, чем у сверстников. В поведении ребенок тревожных родителей может проявлять робость, подозрительность, неохотно идти на контакт с новыми людьми. Может развиться другой тип поведения – протест против излишней опеки, что может проявляться в упрямстве и нарочитом бесстрашии.

Что делать?

  • Поощряйте самостоятельность ребенка! Но главное, помните: самостоятельным должны быть не только действия, но и мысли! В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Любовь к ребенку должна быть безусловной. Чаще говорите своему сыну или дочери, что в нем (ней) вам нравится. Подчеркивайте достоинства детей. Старайтесь не переносить на ребенка недостатки другого человека («Ты такой же неуклюжий, как отец…», «Моя дочь похожа на бабушку, такая же упрямая»)
  • Делитесь своей тревогой с ребенком, но лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то..., но потом произошло то-то..»
  • У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

«Я считаю, воспитывать нужно так, но мой муж категорически против»

«Маятниковое» воспитание может проявлять и один родитель: то жесткие нормы и требования, то полное попустительство и лояльность. Непоследовательность в общении с детьми выражается и в постоянных угрозах и обещаниях и их невыполнении, не доведении начатого дела до конца. Еще хуже, когда в семье несогласованность между родителями в вопросах воспитания, или несогласованность между родителями и прародителями (бабушками и дедушками). Получается, как в плохом боевике: «добрый» и «злой» полицейский: мама наказывает – отец жалеет; родители запрещают, бабушка – разрешает.

Минусы

При непоследовательном или несогласованном типе воспитания ребенок растет, раздираемый противоречиями. В лучшем случае, из него выйдет неплохой манипулятор, знающий все слабые стороны каждого из родителей, в худшем - у тревожного ребенка при таких взаимоотношениях может развиться невроз.

Что делать?

  • Договариваться. Только так, и никак по другому. Причем, лучше договориться с мужем или с несогласным с вашим стилем воспитания членом семьи заранее. Обсудить, почему данный стиль воспитания, по вашему мнению, более действенный, и выслушать мнение о других взглядах на воспитание вашего чада. Главное, в присутствии ребенка не спорить и не противоречить друг другу.

Ольга Корсак, специально для Mylife.by







Яндекс цитирования

 
Copyright ® Acma.Ru 2005 г.