Трудности студента в поиске работы
Со времен появления студенчества и по сей день для молодых людей, получающих образование, актуален вопрос работы во время учебы. Еще не так давно необходимость подработать появлялась эпизодически, в минуты острых материальных кризисов. Студенты дневных отделений, в основном, не работали. И только некоторые из них трудоустраивались, например, в ЖЭКах (ночными операторами в котельных) или на кафедре вуза (обычно – лаборантом на полставки). Современный студент нацелен на поиски работы с младших курсов. Однако преподаватели отмечают, что в первые два года обучения молодые люди с осторожностью относятся к совмещению – предпочитают получать знания, образование, стремясь закрепиться в институте. Исключение составляют лишь студенты, нуждающиеся материально. Обычно они занимают должности секретарей, курьеров (в выходные дни), лаборантов, ночных охранников и др. С третьего курса работать начинают большинство учащихся. Где они находят рабочие места и чему отдают предпочтение? Выбор во многом будет определяться специализацией, которую получает молодой человек в вузе. Если это программирование или экономика, то 90% студентов начинают работать именно по своей профессии, выбирая различные компании. Иногда трудоустраиваются прямо на кафедре в институте, где они учатся. Будущие инженеры, напротив, довольно редко подрабатывают на производственных предприятиях по своему направлению. Причина в том, что работодатели неохотно принимают студентов, поскольку нужно трудиться с отдачей, полный рабочий день. С другой стороны, и сами молодые люди понимают, что им на производстве придется сложно, ведь необходимо еще окончить вуз. Поэтому будущие инженеры часто выбирают рекламу, маркетинг, сферу оказания услуг – лишь бы это можно было совмещать с учебой. Студенты гуманитарных направлений (журналисты, артисты, художники, дизайнеры) обычно трудятся согласно получаемой профессии. Многие работают в индустрии развлечений аниматорами, сопровождающими туров и т.д. Как правило, студенты выбирают легкие профессии, не требующие посвящения и дающие возможность работы в свободном графике. РR (PR, Public Relation — связи с общественностью) Например, в сфере связей с общественностью, можно выделить несколько профессий: промоутер, интервьюер, мерчендайзер. Эти профессии за исключением промоутера, могут самостоятельно определять свой график работы, если конечно нет дополнительных условий со стороны работодателя. Промоутер выполняет одну из важных задач компании, занимаясь продвижением товаров определенной торговой марки, при этом это одна из самых распространенных профессий среди студентов, именно молодые люди отвечают главным требованиям, выдвигаемым к промоутерам: энергичность, раскрепощенность, общительность. Средняя зарплата промоутера составляет 80-100 руб. в час. Интервьюер не менее популярная работа для студентов, те, кому не по душе продвижение товаров могут заниматься исследованиями так же направленными для продвижения. Это свободная профессия, когда Вы, имея некоторое количество анкет и описание субъекта опроса, общаетесь и заполняете анкеты. Средняя зарплата составляет 400-600 руб., минимальная 300 руб. за день. Мерчендайзер – профессия менее общительная, но требующая свободного перемещения от одной торговой точки к другой. Средняя зарплата 6-10 тыс. руб. В общие задачи мерчендайзера входит своевременная поставка заканчивающегося товара и (или) анализ продаж и уровень цен, в общем, эта профессия больше относится к маркетингу, чем к PR Маркетинг и менеджмент. Студенты, обучающиеся на специальностях связанных с менеджментом и маркетингом, выбирают такие профессии как Супервайзер, Копирайтер, менеджер по продажам. Эти профессии также являются свободными, и время занятости зависит только от объемов работы. Супервайзер исключение из этих правил, и время работы устанавливается обычно работодателем. Контент – менеджер, Линк – менеджер, и помощник менеджера также относятся к специальностям, которые выбирают студенты. Супервайзер – организатор рекламных акций, обычно эта специальность требует подготовки и базы знаний относительно продуктов, а также умения строить конструктивный диалог с клиентами и арендодателем, опытом в сфере подбора персонала (промоутеров). Бывают случаи, когда компании требуется разовая единовременная организация акция в регионе или акции проходят на территории работодателя, в этом случае компании иногда привлекают студентов. Копирайтер – свободная творческая профессия, студенты особенно любят её. Копирайтер пишет тексты, иногда это текст для журнала, статьи или для страницы сайта. Сроки выполнения работы в этом случае устанавливается работодателем. Студенты могут выполнять работу, как дома, так и в офисе, это зависит от требований каждой конкретной вакансии. Средняя зарплата зависит от способностей и компетентности работника в тематике работы, может составлять от 300 до 600 руб. в день, а в некоторых случаях достигать и 2000-3000 руб. Менеджер по продажам – профессия в основном для тех, кто любит и хочет научиться продавать, работа может быть в офисе и заключаться в поиске клиентов по телефону с последующим выездом. Как правило, на такой работе существует определенный минимальный базовый уровень (иногда он отсутствует) и фиксированный процент от продаж, который и является основной зарплатой студента, диапазон оплаты в этом случае очень широк и в среднем составляет 8-12 тыс. руб. Существует множество профессий, подходящих для работы тем, кто еще учится и желает приобрести опыт и получить свою первую зарплату. Обычно студенты начинают работать на 3-4 курсе,желательно, чтобы это соответствовало профилю получаемой специальности или, по крайней мере, было применимо в плане приобретения тех навыков, которые потребуются в дальнейшем. Было проведено несколько исследований и в полном соответствии с данными других исследователей, выяснилось, что вторичная занятость студентов возрастает от 18,2 % работающих на 1 курсе (из них 6,6 % постоянно и 13,6 – эпизодически) до 47,4 % на пятом (соответственно 25 и 22,4 %). Рис. 1. Оценка уровня вторичной занятости студентов на разных курсах Как видно из данных, представленных на рис. 1, к пятому курсу значительно увеличивается доля постоянно занятых студентов и уменьшается число тех, кто не занимался подработкой. Вообще за время обучения не совмещали учебу с работой только 36,6% от всех опрошенных студентов. Различие между долей работающих и неработающих студентов в государственных и негосударственных вузах составляет первые проценты и при оценке по критерию χ2 статистически не значимо. Рис. 2. Оценка связи работы со специальностью на разных курсах Увеличивается в процессе обучения и связь работы со специальностью:на первом курсе такая связь наблюдалась только у 33,1 % работающих студентов (у 9,2 % - работа по специальности, у 23,9 – работа в смежных областях), на пятом курсе – уже у 54,4 % (соответственно 29,9 и 24,5 %). На рис. 2 хорошо видно, как к пятому курсу относительное возрастает доля студентов, работающих непосредственно по специальности. Увеличивается и уровень квалификации работы студентов (см. рис. 3). Если на 1 курсе у 67,6 % работающих квалификация работы соответствовала уровню начального профессионального образования (или вообще не требовала образования), то на пятом курсе таких студентов осталось только 32,1 %.Согласно проведенному анализу в целом можно отметить, что с ростом образования студентов структура их вторичной занятости меняется в благоприятную сторону: растет доля студентов, у которых работа связана с получаемой специальностью и повышается квалификация, обусловленная выполняемой ими деятельностью. Вместе с тем к окончанию вуза остается достаточно большая часть студентов, работающих не по специальности и занятых малоквалифицированным трудом. Рис. 3 Уровень квалификации работающих студентов на разных курсах Несмотря на то, что большинство работающих студентов, по всей видимости, не рассматривают свое поведение как новую адаптационную стратегию в условиях рынка, их работа все же в заметной степени влияет на профессиональное становление и будущее трудоустройство. Рис. 4 Определенность с работой после окончания ВУЗа групп студентов различной различной интенсивностью занятости
По диаграмме наглядно выделяется две объединенные совокупности студентов. Одна из них включает в себя первую и вторую группы, выделенные в кластерном анализе: это те студенты, которые относительно в наименьшей степени вовлечены в процесс вторичной занятости. Почти половина из них не имеют никакой определенности с работой и только около 8% твердо знают, куда будут устраиваться. Таким образом, мы выяснили, что студенты являются активной частью населения, каждый ищет возможности реализовать свой потенциал, желает быть независимым, удовлетворять свои нужды, иметь время и деньги на развлечения, а для парней возможность заботиться о своей девушке. Студенческий возраст, время обучения, являются хорошей почвой для того, чтобы человек начинал делать свои первые самостоятельные шаги в жизни. Главная задача студента – учеба. Она, как правило, требует много времени. Ревичева Ю.Ю. «Самарский государственный университет путей сообщения» Самара Список литературы: 1. Сотникова А.В. Перспективы реализации профессиональной мотивации студенческой молодежи в современной России ,2010 2.Язовцев И.А. БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЛАЧНОГО РЕСУРСА «БИЗНЕС-ВЛАСТЬ-ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; 3. Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко "КОНЧИТЬ КУРС И МЕСТО ДОСТАТЬ": ИССЛЕДОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ. 4. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов //Статьи из номера N3. 2003 5. http://rabotai.in/student/job1.php 6. http://ya-student.kz
|
Коментарии к этой статье(0)