Главная страница каталога Acma.Ru - Каталог статей и интернет-ресурсов
|| О ресурсе || Новости || Добавить статью || Поиск || Гостевая книга || Реклама на сайте  

Каталог статей и интернет-ресурсов

Яндекс

Джорджо де Кирико (1888-1978) «Большая Башня», 1921

Небольшой обзор данной картины выполненный в рамках задания по культурологии.

Изображение «большой башни» включается в метафизический контекст живописи Кирико и становится немаловажным ее элементом – мотив башни появляется и на других его работах. Но так и невозможно понять: то ли это водонапорная башня в сухой степи, то ли огромное фабричное сооружение или необычная колокольня. Можно отметить, что в своих работах Кирико стремился наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Он заявил в 1913: «То, что я слышу, – ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами».


На картине изображена высокая башня, расположенная в верхней части холста, выше уровня глаз зрителя, что придает ей монументальность и устойчивость. Башня является главным героем этой картины, и ее основательность особенно четко просматривается из-за окружающего ее фона: позади пейзаж сиюминутный, преходящий – закатные сумерки окрасили небо в холодные тона, переходящие от светлого к темному. Последние яркие солнечные лучи освещают правую сторону башни: скорее всего четырехугольное строение расположено по сторонам света, потому что только одна, скорее всего западная, высвечена солнцем. Краски насыщенные, но темные, холодные – это придает картине и, в частности башне, грозный и наводящий тревожные чувства вид.


На заднем фоне – степной пейзаж: барханы холодного оранжевато-коричневого цвета скрывают за собой небольшие неуютные и неблагоустроенные дома, более похожие на сараи; над песчаными насыпями с редкой растительностью – небо, кажущееся тяжелым и угнетающим, - его цвет плавно переходит от желтовато-зеленого к темному, почти изумрудно-синеватому цвету неба над верхушкой башни.


На переднем плане изображены два человека, маленькие и ничтожные в сравнении с Башней. Они, наверное, о чем-то беседуют, они статичны, едва заметны и почти не привлекают внимания.


Сама башня стоит на большом песчаном бархане, высвеченном вечерним солнцем. На переднем плане в правом углу – фрагмент высокой темной, коричневато-зеленой арки – кажущийся единственным творением человека, небольшим превосходством над суровой степной природой, когда как Башня и вовсе кажется чем-то ирреальным, невиданным, живым и грозным.


Башня состоит из трех ярусов: нижний покрашен в красноватый цвет, насыщенность которому придает закат, и обнесен узкими деревянными колоннами по периметру. Дверной проем выделяется черным пятном на общем фоне. Второй ярус – светлый, должно быть, почти белый, но от закатного освещения кажется желтовато-палевым. Стены – ровные, зрителю видны два окна, еще два предполагаются, на мой взгляд, быть на противоположных стенах, чтобы выходить на разные стороны света. Нижняя часть третьего яруса похожа на первый – красные стены и колонны, - но без дверного проема, а верхняя часть – снова светлая с окнами. Башня оканчивается куполом обтекаемой формы, красноватого оттенка и обнесенным деревянной баллюстрадой. По четырем сторонам – украшен желтыми флагами, развивающимися на ветру.


«Большая башня» - неоднозначный пустынно-равнинный пейзаж с элементами пейзажа искусственной среды. Он сезонный, сиюминутный, о чем говорят закатные сумерки, а сама башня представляет собой статичный элемент. По этому пейзажу можно четко рассмотреть философскую позицию Кирико – любовь к ирреальности изображаемого. Как известно, Джорджо де Кирико увлекался философией Ф.Ницше и аллегорической живописью Арнольда Бёклина, что способствовало появлению у художника интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. Его самыми значительными произведениями считается серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов (1908-17).


«Большая Башня» - пейзаж, который можно отнести к героическому жанру: четко видно превосходство башни над всем, что ее окружает: над человеком, степью, домиками... Исполинская Башня кажется почти вечной в сравнении с людьми и быстро меняющейся природой вокруг. Ее пропорции устойчивы, фактура – твердая, цвет – темный, но насыщенный – все показывает на то, что она занимает главную позицию в этом пространстве.


И смотря на эту картину ощущаешь чувство трепета перед монументальностью Большой Башни Джорджо де Кирико.

автор обзора - Катаева Анна.
изображение из статьи http://www.museum.ru/gmii/exh.asp?last=80






Яндекс цитирования

 
Copyright ® Acma.Ru 2005 г.