Появление анимэ
Оглавление Первые японские анимационные фильмы появились, как уже было сказано, в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» (1917) Симокава Дэкотэна - он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку. Также в 1917 году был создан «Как краб отомстил мартышке» Китаяма Сэйтаро, а в 1918 году – его же «Момотаро» (Момотаро – популярный герой японских сказок).
Ни одного из этих фильмов не сохранилось до наших дней.
Зато не так давно (2005) был найден можно сказать самый-самый первый анимэ-фильм: в Киото была обнаружена пленка, на которой изображен салютующий мальчик в матроске. Фильм датируется примерно 1900 годом и он сделан на 35-ти миллиметровой целлулоидной пленке: около 50 небольших фрагментов склеены между собой. Также следует отметить, что Япония не отстала от США – родины мировой мультипликационной индустрии и Уолта Диснея, – где первые немые анимационные фильмы датируются 1906 годом.Хотя по данным других источников – это анимэ датируется 1907 годом.Анимэ 1920-х годов В 1920-е годы обычная длина анимационного фильма в Японии не превышала 15 минут. Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях художниками-одиночками и финансировалась кинематографическими и кинопрокатными фирмами в обмен на право проката. Производство анимации финансировали, в частности, такие компании как «Асахи Кинема», «Такамаса Эйга», «Иокогама Синема Кёкай» и некоторые другие. Уже тогда возникла характерная для японской анимэ-индустрии система студийного подряда, когда крупная компания финансирует производство анимации на небольших студиях, получая все прокатные права и доходы с продаж, выплачивая производителю лишь изначально оговоренную контрактом сумму.С одной стороны, это способствует художественному разнообразию продукции, так как на каждой небольшой студии-производителе работает собственная команда дизайнеров и аниматоров, реализующая в своих работах уникальный студийный стиль. Они могут не отвлекаться на последующее прокатное сопровождение анимэ, целиком посвящая себя творчеству.С другой стороны, это значительно сокращает доходы, которые аниматоры могут получить от производства даже очень популярного фильма, поскольку они не могут рассчитывать на проценты от прибылей. Поэтому аниматорам приходится компенсировать качество количеством, не имея типичной для американских и европейских аниматоров возможности несколько лет заниматься производством одного фильма. Обычно аниматоры либо использовали западные сюжеты, скажем, популярный американский комикс и мульт-сериал «Кот Феликс», либо, гораздо чаще, – экранизировали классические китайские и японские сказки, рисуя их как в стиле традиционной японской графики, так и в европейских стилях. Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзунити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Ясудзи Мурата и Нобору Офудзи, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая «силуэтная анимация»).Фильм Ямамото Санаэ «Гора, на которой оставляли умирать старух» (1924) считается самым старым дошедшим до нас японским анимационным фильмом. Времена милитаризма 1930-41 годыК 30-м годам XX века, после прихода к власти императора Хирохито (годы правления – 1926-1989), усилилась политическая цензура, началось активное преследование и казни либералов и социалистов. В массовой культуре Японии также усилились милитаристские настроения, поддерживаемые военными цензорами. Понявшие «намек» правительства художники постепенно переключились на пропаганду «японских национальных ценностей».Нежелающие следовать этим путем или садиться в тюрьму авторы уходили в создание детских и эротических комиксов. Последние становились все более и более популярны, так как скабрезный юмор – непременный элемент военной культуры (аналогичный юмор был популярен и во времена сёгуната Эдо, и в России времен «национального подъема» 1905-1914 годов). Сатира постепенно заменялась юмором. Витающие в воздухе милитаристкие темы отразились и в манга этого периода. Например, вышла популярнейшая манга Тагава Суйхо «Норакуро» (1931-1941), печатавшаяся в журнале «Сёнэн Клаб» и повествовавшая о приключениях незадачливого пса-вояки Норакуро, постепенно проходящего все военные чины от рядового до капитана в пародийной армии животных. Со временем эти приключения становились все менее юмористическими и все более бравурно-военными, однако, «Норакуро» все равно был запрещен в 1941 году как «насмешка над доблестной японской армией». Тем не менее, в 1934 году аниматор-гэнсакуся Мицуё Сэо снял по мотивам этой манга одноименный 11-ти минутный фильм, имевший большой успех. Другая популярная манга этого периода – «Приключения Данкити» (1933-1939) Симада Кэйдзо, рассказывала о предприимчивом пареньке, попавшем на остров в Тихом океане и научившем туземцев поклоняться японскому флагу (символу власти императора) и давать отпор иностранным захватчикам.Также необходимо отметить особенность этого периода: многие детские комиксы были цветными, что вообще никогда не было характерно для Японии до этого, и не характерно сейчас.Несмотря ни на что, американское и европейское кино продолжало показываться в Японии до начала Второй Мировой. Также была весьма популярна американская анимация, находившаяся, в свою очередь, под влиянием американских военных настроений, а потому созвучная политике, проводившейся японской цензурой.Из достижений анимации стоит отметить создание в 1932 году Масаока Кэндзо первой чисто анимационной студии «Masaoka Film Production». В 1933 году он снимает на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира».С 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай и развязала масштабную японо-китайскую войну, на зрителей и читателей буквально обрушился поток комиксов и анимации агитационного содержания. Осознавая их ценность, правительство не только координировало их создание, но и поддерживало его материально. Была создана организация «Син Ниппон Мангака Кёкай» («Новый японский союз создателей манга»), печатный орган которой, журнал «Манга», выходил до самого конца войны даже в периоды отчаянной нехватки бумаги.Несколько вдали от этих событий оказался выход в 1940 году первого японского научно-фантастического (НФ) комикса – «Путешествие на Марс» («Касэй Танкэн») Асахи Таро и Осиро Нобору. Он рассказывал о маленьком мальчике, который во сне вместе с собакой и кошкой отправился на космической ракете к Марсу. Комикс был нарисован в три цвета, в нем подробно показывались марсиане и ракеты, и даже были вклеены настоящие фотографии Луны.Таким образом, можно отметить, что несмотря ни на что, развитие анимации не стояло на месте.
Вперед за Америкой
|
Коментарии к этой статье(0)