Главная страница каталога Acma.Ru - Каталог статей и интернет-ресурсов
|| О ресурсе || Новости || Добавить статью || Поиск || Гостевая книга || Реклама на сайте  

Каталог статей и интернет-ресурсов

Яндекс

Литература (1)

История (1)

Знаменитости (1)

Музыка (1)


Сёдзё и жанр махо

Оглавление

На протяжении следующего десятилетия телевидение медленно, но верно вытесняло киноте­атры с позиций наиболее популярного развлечения. Студия «Тоэй» постепенно оставила со­здание стилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производство телесериа­лов. Аниматоры, работавшие на «Муси», разошлись по вновь созданным студиям вроде Madhouse и Sunrise после того, как «Муси» внезапно обанкротилась. Такое перераспределе­ние талантов в целом позитивно сказалось на индустрии анимэ, поскольку позволило моло­дым аниматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно свобод­но экспериментировать с производимыми фильмами.

Еще в 1966 году первый и невероятно успешный анимэ-сериал для девочек, выпущен­ный студией «Тоэй Дога» - «Ведьма Салли» (1966-68), задал каноны традиционного сёдзё-анимэ.

Сёдзё-анимэ (анимэ для старших девочек и девушек-подростков) по своему разнооб­разию занимает промежуточное положение между кодомо-анимэ и сёнэн-анимэ.

Как правило, в нем доминируют два главных мотива – романтическая история и поиск главной героиней своего места в обществе. Однако, в отличие от сёнэн-анимэ, где главный герой обычно должен изменить себя в лучшую сторону, в сёдзё-анимэ главной героине нуж­но не столько изменять себя, сколько смириться с теми изменениями, которые происходят с ней помимо ее воли (отражение физиологической стороны процесса взросления), осознать их и научиться их контролировать.

Характерная для сёнэн-анимэ соревновательность сёдзё-анимэ не свойственна. Его ге­роини не состязаются, а ищут свое собственное место в окружающем их мире. Будет ли это место лучшим или худшим – зависит от их умения приспосабливаться к обстоятельствам.

Часто в сёдзё-анимэ эксплуатируется мотив «внутренних ресурсов» героини – умения или таланта, который она раньше не использовала или о существовании которого не подо­зревала, но который обеспечивает ее адаптацию в тех условиях, в которых находится герои­ня. Это мотив классических феминистских теорий о тех скрытых женских возможностях, ко­торые не востребованны обществом по вине патриархальной системы. Идеологически Япо­ния – патриархальная страна, поэтому вполне естественно, что феминистская идеология на­ходит свое отражение и в женском искусстве. В дальнейшем для этих сериалов стали харак­терны сложные романтические истории.

«Ведьма Салли» был не просто первым сёдзё-анимэ, но и первым телесериалом в жанре махо - история о «девочках-волшебницах». Особенностями этого жанра является то, что де­вушка получает магический предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого (обычно в волшебное существо) и помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный помощник, обычно животное (очень часто – кошка). Параллельно, особенно на первых порах, использовался и мотив происхождения героини из иного мира, однако доминирующим он не стал. Юные зрительницы предпочли героинь, похожих на них самих.

Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло зрительное воплощение в идее моментального из­менения внешнего вида девочки, когда она занимается магией, чтобы ее никто не мог узнать и чтобы продемонстрировать мастерство дизайнеров необычных нарядов), при этом, что немаловаж­но, героине не особенно нравится такая ситуация.

Девочки-волшебницы» хотят снова стать или просто стать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности.

Однако другой «махо-сёдзё» сериал, «Волшебница Мако-тян» (1970-1971), не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира, в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего возлюбленного.

Отличия этого сериала от предшествующих были значительны. Во-первых, его герои­ней была сформировавшаяся девушка, а не девочка, как в «Салли», а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах повсед­невной и личной жизни людей, чем на собственно магических «фокусах». Очевидно, что этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, под­ростки-зрители на тот момент еще по-настоящему не оценили анимэ, поэтому действительно большой популярностью он не пользовался и дольше года на экране не продержался.

Затем было снято еще несколько сериалов, не особенно удачных и значительных, но за­крепивших сложившийся «канон» анимэ о «махо-сёдзё».

Но тут появился ТВ-сериал «Милашка Хани» (1973-1974), созданный по мотивам манга Го Нагая, – первый сериал о «махо-сёдзё», предназначенный не для девочек, а для парней-подростков.

Просто телекомпания, с которой был заключен договор на его показ, не имела в тот мо­мент технической возможности показать его в тв-блоке (так называемом «слоте») «анимэ для девочек», и предложила сделать это в слоте других экранизаций Го Нагая – сериалов жесто­ких и «мужских». Выбора не было, и аниматорам пришлось адаптировать эстетику «махо-сёдзё» для зрителей-юношей.

Именно поэтому главная героиня сериала, девушка по имени Хани Кисараги, узнавшая из завещания своего отца, что она – созданный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, – вполне сформировавшаяся и в духовном, и в телесном смысле девушка.

В этом сериале впервые появились превращения (хэнсин) главной героини, проходящие по кругу: «повседневная одежда» – «нагота» – «магический костюм». Также здесь впервые появилась идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики (киборги, андроиды, фантастическое оружие).

Следующий сериал «Колдунья Мэгу-тян» (1974-1975) в каком-то смысле он собрал в себе достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Помимо всех достоинств жанра махо-сёдзё «для мальчиков», в нем было немало эротического юмора и сцен соответствую­щего содержания. Поэтому аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-под­ростков. Он был очень популярен, и просуществовал в течение 72 серий – рекорд жанра.

В дальнейшем сериалы о «девушках-волшебницах» существовали в рамках вышеизло­женного канона примерно до начала 1990-х.

Эпоха телевидения






Яндекс цитирования

 
Copyright ® Acma.Ru 2005 г.