Особенности отаку-культуры: отаку – в атаку!
Оглавление Еще к началу 1980-х внутри японских клубов поклонников научной фантастики начали возникать объединения поклонников анимэ и манга. Со временем эти объединения оформились в самостоятельные клубы, члены которых звали себя «отаку», дословно с японского переводимое, как «ваш дом» с уважительным префиксом. Изначально слово использовалось для обозначения себе подобных среди фанатов какого-то определенного хобби, но постепенно слово «отаку» получило негативное значение: затворник, фанатик. По стереотипу, отаку — это молодой человек, который живёт дома, на работу не ходит, общается всего с 2—3 людьми не из своей «тусовки»; в дальнейшем у него могут развиться навязчивые идеи (хотя в 90% случаев это далеко не так). Ещё более негативным слово стало после того, как арестованный в 1993 году Цутоми Миядзаки (серийный убийца, насиловавший детей и пожиравший их трупы), сказал, что это было его хобби. И из-за того, что этот термин в Японии имеет четко негативную окраску, называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет. Однако в других странах фанаты анимэ и манга часто называют себя «отаку», понимая под этим отнюдь не помешанного фаната, а лишь преданного поклонника, т.к. термин «отаку» закрепился за членами любых фэнских структур. В другие страны слово "отаку" было экспортировано в узком значении - "поклонник анимэ и манга". Однако термин "отаку" часто используется и расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: анимэ, манга, кино, музыки, литературы и т.д.". За пределами Японии это слово не является оскорбительным, однако и там встречаются поклонники анимэ, памятующие о японском значении этого слова и потому не любящие, чтобы их называли «отаку». Основная часть японских отаку - это школьники старших классов и студенты начальных курсов. За пределами Японии отаку обычно немного старше, но чем более в стране распространены анимэ и манга, тем ближе их поклонники к японскому «стандарту». Первые отаку были преимущественно мужского пола, но сейчас (и в России в том числе) соотношение юношей и девушек примерно 50/50 или даже женский пол преобладает. Основной формой общения российских отаку является Интернет: форумы, чаты, он-лайн дневники и просто анимэ-сайты. Но также существуют специальные сборы для «живого» общения: регулярные еженедельные встречи на свежем воздухе, например, анимэ-фэн клубы, активно развивающиеся как в Японии, так и во многих других странах, в том числе и в России: Аi.R – Anime in Russia – (Москва), R.An.Ma (Санкт-Петербург) – Russian Anime & Manga, названное в честь знаменитой манга «Рамма 1/2» авторства Румико Такахаси, - и многие-многие другие. Помимо этого, также регулярно проводятся анимэ-вечеринки для отаку, на которых можно не только пообщаться, но и потанцевать под музыку из любимых анимэ-фильмов и показать окружающим свой косплейный костюм. Так называемые анимэ-пати обычно приурочены к какому-либо празднику или значительному событию, как, например, праздник цветения сакуры или выход очередного номера единственного русского анимэ-журнала «Animeguide». С развитием отаку-культуры в России и внедрением анимэ в русские массы такие мероприятия стали проводиться все чаще и чаще – до трех-четырех раз в месяц. Но кроме простых развлекательных мероприятий с 2000 года и в России, как и во многих странах Европы ранее, начали проводиться фестивали, цели которых уже были гораздо более высокими: подобные конвенты проводятся раз в год, длятся в течении всего дня и состоят из нескольких конкурсных блоков разной отаку-деятельности, о чем чуть позже. Яркими примерами в русской отаку-культуре являются ежегодные фестивали, такие, как «Animatrix» и «Anistage» в Москве, «M.Ani.Fest», «Animatsuri», «Ani.Fest Victory» в Санкт-Петербурге, «Сибирский Фестваль Анимэ и Манга», «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже, проводимый при поддержке ассоциации R.An.Ma, и, конечно, открытый московский фестиваль японской анимации, проходящий в ЦДП: именно там в течение нескольких дней можно увидеть лицензионные полмотражные анимэ на большом экране. Как и большинство фанатов, отаку в общении активно используют псевдонимы - естественно, по преимуществу взятые из анимэ и манга. А кроме общения, отаку занимаются творчеством. К его основным видам относятся: фэнсабберство и переводы анимэ и манга, написание фанфикшна, создание додзинси (самиздатная фанатская манга), косплей, караоке-перепевки японских песен, создание интернет-страниц, посвященных японской массовой культуре. Некоторые отаку участвуют в многочисленных конкурсах на фестивалях, а то и зарабатывают на жизнь коммерческим творчеством, связанным с анимэ, но это творчество, разумеется, нельзя считать любительским. Караоке, додзинси, косплей – куда без этого?
|
Коментарии к этой статье(0)